5 советов от Анатолия Вялых
Латвийский дизайнер пожурил отечественных дизайнеров, и рассказал команде tutdesign, как бороться с проблемой непрофессионализма в нашей стране, чем интересоваться и на что обращать внимание для более продуктивной и оригинальной работы.
2 July 2012 года
Большой дизайнер из маленькой страны Анатолий Вялых занимается делом, как говорится, «с толком, чувством, с расстановкой». Его прагматичность и рациональный взвешенный стиль сопутсвует креативности, а кладезь знаний постоянно пополняется новыми впечатлениями. Анатолий пожурил отечественных дизайнеров, и рассказал команде tutdesign, как бороться с проблемой непрофессионализма в нашей стране, чем интересоваться и на что обращать внимание для более продуктивной и оригинальной работы.
Посоветовали бы вы сейчас абитуриенту становится дизайнером?
Мне странно видеть моду на профессию дизайнера, фотографа. Эта проблема есть как в Латвии, так и в России. Есть фотоаппарат ты — фотограф, установил фотошоп — дизайнер, нарисовал абстрактно-наивный портрет — иллюстратор.
В реальности ведь всё иначе. Тысячи парней и девушек считают, что если они читают LookAtMe, фотографируют на зеркалку, отличаются по их мнению от остальных, значит они потенциально могут стать дизайнерами. При этом они даже не пытаются начать изучать дизайн. Дизайн для них это набор картинок сохранённых, на Фэйсбуке с Tumblr блогов.
Когда спрашиваешь у этих людей, для чего они хотят стать дизайнерами, какие проблемы в визуальной среде они хотят решать, какие дизайн-студии они знают, кто оформлял олимпийские игры в Мюнхене или какой Esquire, американский или британский, по оформлению нравится им больше, они впадают в ступор. И это сейчас, когда интернет есть почти в каждой квартире или хотя бы в библиотеке.
Большая часть дизайн-абитуриентов не знают, что таких как они только в Великобритании 200 тысяч выпускников в год и лишь малая часть из них устраивается на работу. Это происходит в развитой стране, где общество знает, что такое дизайн и здраво оценивает эту профессию. В Латвии дизайнеры востребованы ещё меньше. Когда в стране появляется свободная вакансия, все дизайн блоги и сайты пишут об этом.
Многие скажут, что все эти ребята только начинают учиться. Возможно. Если человеку действительно что-то интересно и он хочет чего-то добиться, он будет рыться в сайтах и книгах, изучать работы дизайн-студий и агентств. Поступая в ВУЗ, он уже будет знать не мало, чтобы идти к цели.
Где вы получали образование, и где бы посоветовали учиться?
Три года я отучился в Британской Высшей школе дизайна в Москве, а потом получал бакалавра в пригороде Лондона, в небольшом городе Hatfield. Там расположен University of Hertfordshire, университет, который предоставляет БВШД возможность работать по франчайзингу и давать студентам образование по британским учебным программам.
Где учиться особого значения не имеет. Я знаю многих коллег, которые заканчивали обычные ВУЗ-ы или учились сами и при это становились профессионалами. Хотя конечно университет имеет значение, ведь именно он даёт толчок дальнейшему развитию. Возможно, поэтому выбирая университет я советую смотреть на содержание учебной программы. Главное, чтобы учебные проекты имели связь с реальной индустрией дизайна, а не заключались в скучной теории или практике, не имеющей отношения к будущей работе. Хотя и скучная теория имеет большое значение.
Как вы считаете, как обстоят дела с дизайном в России? Что нужно для того, чтобы поднять уровень?
В целом ситуация в последнее время стала улучшаться. Но не во всём. Во-первых, нет понимания, для чего дизайн нужен и какие цели он преследует. Большинство людей продолжает считать, что цель дизайна — красота. Во-вторых, что у российского дизайна нет своего лица.
Всё это по той причине, что российские дизайнеры слишком мало внимания уделяют истории своей страны, её культуре, природе. А ведь именно это является основным источником для вдохновения, для поиска идей, стилистик, элементов дизайна. Учитывая размеры России, тысячи национальностей, проживающих на её территории, это странно.
Например, в Латвии очень превозносят свою страну, её прошлое, особенно среди латышей. В США такая же ситуация. Любовь к своей стране ценна, этому нужно учиться и россиянам. Разумеется это нелегко, особенно при такой богатой на трагические события истории.
Именно из-за этого в стране царит такой хаос, сносятся исторические памятники и в дизайне применяются западные стилистики, а своё почти ничего не делается или делается, но ужасно. С этим нужно бороться и не бояться быть другими. Отличный пример — китайский архитектор Ван Шу, который стал лауреатом самой престижной в мире архитектурной премии за свои уникальные здания. В них он совмещает традиционную китайскую архитектуру с современной, и это не выглядит как китч. Или например скандинавские страны и Япония. У них свой уникальный дизайн, архитектура. Всё тесно переплетено с природой и с национальными особенностями.
Назовите ваши любимые шрифты?
Futura — очень популярный и многим надоевший шрифт созданный Полом Реннером в 1927 году. Его геометрические формы были вдохновлены архитектурой Баухауса. До недавнего времени Futura была главным шрифтом IKEA и использовалась во всех её рекламах и каталогов в течении 50 лет. Замена Футуры на веб-шрифт Verdana стал для многих неприятной неожиданностью. И как я считаю, заслужено. Это становится ясно уже после беголого взгляда:
Arno Pro — довольно молодой шрифт 2007 года, созданный Робертом Слимбахом в Adobe. Основное достоинство этого гуманистического шрифта в его современном облике, который при всей своей современности сохранил теплоту и читабельность гуманистических шрифтов 15-ого века.
Лучше всего этот шрифт подойдёт для оформления книг. Что не мало важно в шрифте есть как балтийские, так и кириллические символы.
Circe — довольно смелая шрифтовая гарнитура Александры Корольковой, шрифтового дизайнера студии Паратайп. Шрифт прежде всего интересен своей геометричностью, множеством вариантов символов и поддержкой большинства европейских языков. Хорошая замена Futur-е.
Helvetica (он же Neue Haas Grotesk) — многим этот шрифт авторства Макса Мидингера уже набил оскомину. Но не смотря на это он остаётся современным, читабельным и почти самым известным шрифтом во всём мире после Arial, который кстати создан на основе Гельветики. При грамотном использовании Helvetica довольно хороша, хотя лучше конечно же избегать частое его использование.
Где вы набираетесь вдохновения (сайты/блоги)?
1. Сайт Архнадзора — в нём меня больше всего привлекают научные статьи изучающие происхождение зданий, их историю.
2. Блог Николая Аввакумова, скульптора и художника. Блог интересен подборками интересных ссылок об архитектуре и не только.
3. Блог о модульных сетках, работах в минималистичном и модернистском стиле.
4. Регулярно обновляемый сайт о графическом дизайне, иллюстрации и моушн дизайне со всего мира.
5. Блог британского журнала Creative Review о графическом дизайне.
6. Любопытный, но довольно редко обновляемый сайт о том, где и какой шрифт был использован.
7. Всем известный блог о ребрендингах.
8. Латвийский блог о том, что происходит с дизайном, фотогафией и иллюстрацией в Латвии.
9. Обложки
Какие художники, графики, архитекторы вам импонируют?
Из художников мне нравятся работы Питера Брейгеля старшего за его проработку деталей и цикл картин «Времена года», Исаака Левитана за то, как он передал меланхоличность и грусть русского пейзажа. Из латвийских художников мне больше всего импонируют Ансис Цирулис (Ansis Cīrulis) и Рихард Зариньш (Rihards Zariņš). Оба автора были ярыми популяризаторами латышского народного искусства, духа и стиля во всех своих работах.
Цирулис работал с живописью, плакатами, интерьерами, тканью и даже с керамикой. Сейчас его работы продолжают вдохновлять латвийских дизайнеров и на основе одного из шрифтов с его плаката был создан шрифт Cīrulis. Исходя из информации с сайта шрифта, скоро будет создана и его кириллическая версия.
Кстати, я учился в той же школе, что и Рихард Зариньш. Известен Зариньш тем, что является автором герба Латвии, автором дизайна денежных знаков и марок Российской Империи, Латвии. Но помимо них он создавал замечательные экслибрисы.
Из архитекторов это прежде всего два латвийских архитектора, Макс Паул Берчи и Карл Иоганн Вильгельм Нейман. Оба немцы по происхождению и оба, впрочем как почти все художники, писатели, поэты и архитекторы Латвии 19-ого века, закончили высшие учебные заведения в Петербурге.
Берчи был архитектором третьего по величине города Латвии — Лиепая. А Вильгельм Нейман второго по величине города Даугавпилса, где я прожил большую часть своей жизни. Берчи и Нейман сформировали облики этих двух городов. Нейман потом и облик Риги. Важно и поучительно то, что они тщательно изучали историю Латвии, любили её, проводили по всей её территории раскопки, исследования древних техник создания стройматериалов и применяли их в своих работах. По-моему уже в этом у них стоит брать пример.
С графиками сложнее, из современников в графическом дизайне лучшее делает студия Pentagram. С прошлым проще, там были и Otl Aicher и Joseph Muller-Brockmann, Paul Rand и другие «монстры», которые меняли мир и дизайн. Сейчас таких уже нет.
5 практических советов для создания добротного дизайна?
1. Всегда тщательно изучайте бриф. После первого прочтения сделайте перерыв и всё обдумайте. Потом перечитайте снова и сформулируйте вопросы клиенту. Убедитесь, что вы с клиентом точно правильно друг друга поняли. Всё это поможет избежать недопонимания в дальнейшем и сэкономит ваше время и время клиента.
2. В процессе работы изучайте как можно больше примеров работ созданных другими студиями и дизайнерами. Вдохновляйтесь, причём никогда не нужно ограничивать себя только примерами из сферы дизайна. Источником для вдохновения может быть что угодно, прогулка вечером, вкусный ужин, рассказ Паустовского или статья о деревянном зодчестве.
3. Многие начинают работать сразу, без набросков. Это ошибочный ход. Всегда делайте наброски на бумаге. Они не только помогут расширить границы ваших идей, но и дадут прочувствовать саму суть проекта. Некоторые дизайнеры не умеют рисовать, но не стоит об этом волноваться, рисуйте коряво, как можете, главное, чтобы это помогло в работе вам.
4. Возьмите себе на вооружение mindmap. Суть этой методики генерации идей проста. Вы пишите в центре листа слово и затем записываете, или зарисовываете вокруг идеи, которые приходят вам в голову. При этом, соединяя их линией в зависимости от того, какое слово, какую ассоциацию у вас вызвало, вы составляете полную картину всех ваших мыслей, и с лёгкостью сможете проводить параллели между записанными вами словами.
5. Всегда будьте пунктуальны, внимательны и не пропускайте дедлайны, в противном случае это не только покажет вас с дурной стороны как человека, но и выставит в глазах клиента как непрофессионала.