Apple убивает дизайн
Возможно, компания создающая тенденции в дизайне однажды погубит сам дизайн.
Главная, Пром. дизайн, Реклама
1 April 2012 года
Пару лет назад, когда ещё не изобрели iPhone, мы с приятелем сидели в ботаническом саду Сиднея, и он он вдруг сказал: «Чёрт, тут каждый бегает с iPod». Пара минут статистических наблюдений за теми, кто предпочитает носиться по парку в кроссовках и трусах под музыку, показали, что результат 9/10 в пользу плеера от Apple. Скорее всего те немногие, которые бегали не с «фирменными-белыми-наушникам», просто используют другие, более удобные; ведь согласитесь, те, что идут в стандартной комплектации, не самые комфортные, если вы, не спаниель или Джонатан Айв.
Сегодня, когда я вижу аналогичную статистику в Сиднейском деловом квартале, где холёные ребята в наглаженных рубашечках пользуются исключительно iPhone 4 или iPhone 4S, меня это уже совершенно не удивляет, меня не удивляют даже аборигены в джунглях, которые катят на ржавом на велосипеде на воскресный рынок со стареньким iPod mini. Я посчитал, что за всё время должно было быть продано более 500.000.000 различных Apple гаджетов. Если кажется, что это не много, можно исключить из общий статистики тех, кто живёт меньше чем на два доллара в день, или всё ещё при коммунизме, или охотится на кабанов в дельте Окаванго, и всех остальных, кто пока не узнал о существовании этих штук с кнопками и колёсиками прокрутки.
Такая статистика не может не радовать фанатов компании или руководителей Apple, рапортующих об очередном побитом рекорде в первые дни продаж нового изобретения, но меня как потребителя всех этих устройств такая популярность начинает беспокоить. При такой популярности, Apple спокойно диктует рынку и покупателям, что и как нужно производить, и что такое «хорошо» и что такое «плохо». Другими словами в компании единолично создают тенденции в современном дизайне. Когда заходит речь про тоталитарные режимы прошлого, я всегда не без улыбки вспоминаю компанию Apple, которая на данный момент обладает всеми признаками тоталитарной империи, а «оппозиция», представленная другими производителями, находится в тени популярности Apple и действует в рамках созданной монополистом тенденции. Сегодня компания Apple так сильна, что погубить её может только сама Apple.
Как монополист в сфере создания тенденцией в промышленном дизайне Аpple определяет, что нужно пользователям, а что нет, какие функции оставить, а какие упразднить. Это похоже на радикальный функцианализм в архитектуре, когда архитекторы на основе статистических данных своих субъективных представлений и уверенности в том, что обычный человек не может знать, что ему нужно, навязывали людям не только те дома, в которых они будут жить, но и образ жизни. Можно ли назвать «хрущёвки», «корабли» или другие дома массовых серий произведениями искусства? Если очень кратко, то всё началось с очень интересной идеи Ле Корбюзье — «Модулор». Изначально продуктом этой идеи были блестящие проекты, но чем более популярными и массовыми они становились, тем меньше результат был похож на первые проекты. Из-за этой погрешности в передачи идеи, мы имеем во всех крупных городах унылые «спальные районы».
Аналогичная ситуация сейчас происходит в современном дизайне, где даже существует такое направление как Apple Style. Компания Apple создаёт новый дизайн и новые тенденции, которые в миг своего рождения становятся невероятно популярными и завоевывают весь мир, так как популярность компании передаётся её продуктам. Для Apple это безусловно хорошо, но для дизайна в целом это может стать губительным.
Как и у любой проблемы, у этой есть две стороны медали. С одной стороны другие производители пытаются не отставать от лидера рынка, с другой — пользователи хотят такое «как Apple»; и то и другое приводит к тому, что дизайн обезличивается, и продукция Apple и остальных становится похожа, и разница между «плохим» и «хорошим» теряется. Многие из вас захотят со мной поспорить о том, что разница между Apple и Samsung, как между Грейс Келли и Ганибалом Лектором, но подумайте о том, что те, кто помнит, как Гагарин полетел в космос, такую разницу найти не смогут. Фанаты порше без труда находят разницу между новой и старой 911, а для обычных людей это просто спортивный автомобиль, который может быстро ездить. На данный момент между производителями и большой частью покупателей есть негласное соглашение — делайте как Apple и я буду покупать вашу продукцию.
Представьте мир, в котором есть только вещи Apple Style, на первый взгляд это может показаться идеальным, но если подумать ещё разок — это апокалипсис в дизайне. В университете у меня был полугодовой курс «не-помню-как-называется», из которого я запомнил одно простое правило, которое должно работать всегда. «Жёлтое» есть только тогда, когда существует «зелёное», если будет существовать только «жёлтое», которое будет заполнять всё вокруг, оно перестанет быть жёлтым, так как не будет и зелёного. Это правилло так же действует и на мотивационный процес выбора. Иначе говоря, нам нравятся блондинки потому, что нам не нравятся брюнетки, и наоборот, нам нравится Apple потому, что нам не нравится HP и наоборот.
Если производители будут копировать друг друга вместо того, чтобы изобрести велосипед, а мы — бездумно покупать то, что модно и то, что есть у нашего соседа, мы рискуем «исчерпать» дизайн и потерять то разнообразие, которое у нас есть сейчас.