Экологический дизайн — зелёная ловушка для простаков
Заметное увлечение экологией и зелёными технологиями не оказывает значимого влияния ситуацию в глобальном масштабе. Скорее всего, это не более, чем одно из направлений дизайне и архитектуре.
Главная, Пром. дизайн, Сред. дизайн
18 August 2013 года
В современном мире разумное отношение к окружающей среде — не только хорошая привычка, но и модный тренд. Заявление о том, что мне плевать на зелёные технологии, стало равносильно поддержке фашистов в лагерях для пленных или признанию в любви к Путину. Сегодня забота об экологии — это обязательный аксессуар для любого модника. Вы не моете посуду горчицей? Вы не сортируете мусор? Вы пользуетесь пластиковыми мешками? Фи! Какая гадость! Нам не о чем разговаривать!
Тут нужно сделать оговорку. Я безусловно понимаю и поддерживаю заботу об окружающем мире, где задача каждого — сохранить то природное богатство, которое нам досталось; но я категорически против, когда экология становится краеугольным камнем каких либо процессов. Это своеобразное лицемерие, когда за ширмой заботы об экологии скрываются цели, не имеющие ничего общего с сохранением окружающей среды.
Важно понимать, что нельзя за день отказаться от всего вредного и перейти к зелёным технологиям, эко-фанатики пытаются сделать «всё и сразу», но это невозможно, вотому что пока не обладаем знаниями и опытом для быстрого достижения цели.
Каждое поколение автомобилей, сохраняя или даже улучшая характеристики, оказывает всё меньшее влияние на окружающую среду. Это безусловно прогресс. Производить полностью электрический автомобиль с нулевым выбросом с пробегом от розетки до розетки не более трёх сотен километров максимальной скоростью 100 км/ч и временем полной зарядки восемь часов — это регресс. Кроме этого, у любой зелёной технологии есть обратная сторона медали — сокращение пастбищ и лесов для производства био топлива, утилизация батарей от электрокаров на севере Канады. Часто улучшая один параметр, мы забываем про другие факторы.
Сейчас в промышленном дизайне и особенно технологическом производстве есть любопытная тенденция — производить что-то, уступающие по характеристикам изделиям аналогичным на рынке, но наделять их экологической миссией. Экология отлично продаёт. Сейчас у нас не хватает знаний для того, что бы радикально уменьшить воздействие на нашу планету, но зато у нас есть смекалка, что бы обратить увлечение экологией в деньги.
Задача любой компании приносить прибыль, это в ДНК у любого бизнеса. Сейчас все крупные корпорации уделяют большое внимание проблемам экологии, и это хорошо, но любопытно не это. Интересен процесс превращения заботы об окружающей среде в финансовую прибыль. Это напоминает превращение кинетической энергии в тепловую. На пресс-конференции после презентации очередного экологически дружелюбного продукта производитель никогда не скажет: «Мы сделали это, что бы заработать денег на эко-фанатиках и хиппи».
Почему-то считается неприличным сказать правду. Это всё равно, что предложить незнакомой девушке заняться сексом; для того, что бы добиться цели, нужно соврать. Производители обычно заявляют что-то вроде: «Мы уделяем большое внимание окружающей среде и экологии». На потребителей, которые внимательны к окружающей среде, это действует, как рассказ о спектакле в Венской опере на посетительницу в концерном зале Мариинского театра.
Кроме быстрой окупаемости можно улучшить имидж за счёт экологически направленных мероприятий, что, в итоге, скорее всего тоже принесёт прибыль. Также можно сократить расходы путём рационального применения зелёных технологий вместе с высокой стоимостью внедрения, в долгосрочной перспективе они обычно окупаются. Ни одна компания никогда не будет делать что-то только ради экологии, если это не может принести какую либо выгоду.
Нужно признаться, что большинство из нас не готовы менять текущий уклад жизни только ради заботы о природе. Я не откажусь от автомобиля потому, что передвигаться по дорогам в Петербурге на велосипеде небезопасно, на троллейбусе долго, а пешком далеко. Давайте будем честны друг с другом и признаемся в том, что мы ходим пешком не из-за заботы о выбросах, а потому что нам просто приятно пройтись пешком или жаль отдавать 30 рублей за маршрутку. Мы не летаем в отпуск на личном реактивном самолёте не из-за опасений глобального потепления, а потому что у нас нет денег на личный самолёт. Мы не кидаем мусор в Неву, не потому что думаем об утке, которая может запутаться в пластиковом мешке, а потому что нам просто неприятно жить на помойке. Моя знакомая может принять душ, используя не больше стакана воды не потому, что очень переживает о нехватке воды в Африке, а потому что вода в европейских странах дорогая и родители научили её экономить.
Многие из нас экологически дружелюбны к нашей планете в сравнении с тем, что было пятьдесят лет назад, и к этому нас приучили не эко-фанатики, изменилось врем. Мы не топим дома углём не потому, что хотим уменьшить выбросы и заботимся о следующих поколениях, а потому, что использовать уголь — это дорого и очень неудобно.
С другой стороны, основным загрязнителем среды сейчас является не совокупность жителей планеты, а промышленное производство предметов для нас с вами. Благодаря развитию технологий, направленных в первую очередь на повышение эффективности производства, в развитых странах постепенно уменьшается воздействие предприятий на экологию.
Я понимаю тех, кто хочет «всё и сразу», кто хочет проснуться завтра в идеальном мире, но нужно запастись терпением, и подождать, когда зелёные технологии станут не только модными и популярными, но разумными. Сегодня нужно внимательно относиться к тому, что нам предлагают под эгидой внимания к экологии. Лишь малая часть из многообразия экологически дружелюбных изделий и программ, направленных на сохранение природы, действительно приносит ощутимую пользу; большая часть того, что происходит в этой области — абсурдна и рассчитана на простаков, которые хватаются за каждый новый тренд.
Через пятьдесят лет мы безусловно шагнём далеко вперёд, но велосипедисты и вегетарианцы, которые сейчас готовы до хрипоты рассказывать, как нужно жить, вместо того, что сажать деревья, тут не при чём. Мы скажем спасибо тем усатым учёным, которые сейчас молча работают в лабораториях над созданием новых технологий, ездят на работу на трёх литровом дизельном BMW и с удовольствием съедают на ужин большой говяжий стейк с кровью.