DIY
Ретроспектива Дэмиена Ортеги в бостонском Институте Современного Искусства.
Видео, Пром. дизайн, Сред. дизайн
23 November 2009 года
Выставка Do It Yourself [Сделай Сам], организованная куратором лондонского Тэйт – Джессикой Морган [Jessica Morgan], проходит в ICA [Институте Современного Искусства] в Бостоне с 18 сентября 2009 по 18 января 2010.
В музейном пространстве представлена ретроспектива скульптора-концептуалиста и медиа-художника из Мексики - Дэмиана Ортеги [Damian Ortega].
Его знаковая скульптура – разобранный на детали и подвешенный в воздухе Фольксваген Жук 2002 года. Работа называется Cosmic Thing [Космическое] и является частью ‘трилогии Жука’ (в двух других проектах одну машину он тащил веревкой, вторую похоронил снаружи фабрики Фольксваген). Посетители могут ходить между деталями и рассматривать их вблизи.
Инсталляция посвящена окончанию производства Жука (не путать с Новым Жуком, который производится с 1994 года). Она отсылает нас к родине Ортеги – Мехико, где эта машина была вездесуща, зачастую к ней добавлялись детали из других Фольксвагенов, чтобы машина оставалась на ходу. Художник, который делит сейчас свое время между Мексикой и Берлином, развивает здесь идею наследия нацистской Германии. Как известно, Адольф Гитлер поручил создать Фольксваген, как “народный автомобиль”: всем по карману, с внушительным сроком эксплуатации – из-за чего Жук так прижился в Мексике. Расщепляя автомобиль на составляющие, Ортега передает замысел отношения индивидуума к обществу, как атомов, образующих молекулу, пыли и газов, образующих галактики. Но более вероятно, что здесь лишь впечатляющая инсталляция всемирно известной машины. Таким образом, Cosmic Thing выявляет одновременно и сильные и слабые стороны стиля Ортеги, и во многом, всего концептуального искусства сегодня. Автор надеется, что мы увидим метафору детали и целого в Жуке, но дает нам не так много материала для размышления о Мексике, нацистах или космосе. Предполагается, что вы считаете здесь заложенные ассоциации и будете уверены, что это именно то, что подразумевалось. На практике это работает как тест Роршаха – иногда вы видите подтекст, а иногда считываете картинку плоскостно.
Сейчас Ортеге 42, и его имя часто ассоциируется с кругом мексиканских художников, таких как его бывший учитель Gabriel Orozco, Abraham Cruzvillegas, Gabriel Kuri и Dr.Lakra. Участников группы объединяет концептуальная скульптура, хотя иногда они также рисуют, фотографируют и делают видео. Их скульптуры – это обычно случайные комбинации созданных и найденных материалов с оттенком абсурда. Например, очень заманчиво интерпретировать Cosmic Thing как дань скульптуре Orozco “La D.S.” (1993), где автомобиль Ситроен уменьшен на две трети своего настоящих размеров.
Ортега начал свой творческий путь с политических карикатур для мексиканских газет и журналов. Но вскоре разочаровался в недолговечности тематических комиксов. “Через три года эти комиксы умерли. Так устроена жизнь. Как фрукты. Но я хочу, чтобы каждый отрезок имел несколько прочтений”. В середине 90-х Ортега переходит в штаб изобразительного искусства, но в его работах все еще просматривается настойчивое желание анализировать и критиковать общество.
False Movement (Stability and Economic Growth), что переводится как Фальшивое движение (Стабильность и Экономический Рост), 1999 года, являет собой три вращающиеся на деревянной платформе нефтяные бочки, кажется, что каждая из них вращается по своему ободу. Эта магнитная оптическая иллюзия объясняется в одной строчке – наша, основанная на нефти, экономика опасно балансирует.
Для Skin [Кожи] 2007 года Ортега нанял производителя седел, чтобы воспроизвести в коже напольные планы квартир из трех утопических модернистских жилых комплексов. Вместо твердо очерченных планов кожаные ремни вяло свисают с потолка как куски говядины – метафора краха благонамеренных мечт.
Вот еще несколько работ художника:
Выставка довольно-таки занимательная, но в большей части работ Ортеги идеи не считываются, пока не ознакомишься с аннотацией.
Использованы статьи: Love Bug by Greg Cook, Boston Phoenix; How Things Work (or Sometimes Don’t) by Karen Rosenberg, The New York Times; фотографии Melissa Ostrow и Greg Cook. <!--Session data-->
devochkina
23 November 2009, 12:40
!!!По-моему у нас рождается высокоинтеллектуальный блог... я рада! Спасибо, tania!