Как создать украшения из фарфора?
Как работать с самым хрупким материалом и что такое бисквит расскажет Ксения Олейниченко, дизайнер необычных ювелирных украшений.
3 November 2011 года
Ксения Олейниченко, графический дизайнер по образованию, работая в тандеме с Ирой Фрид основала свой собственный проект ювелирных украшений Biscuit из бисквитного фарфора. Неглазурованный, с матовой бархатистой поверхностью, он наилучшим образом демонстрирует изящество формы вне цвета.
Почему вы выбрали именно фарфор в качестве основного материала для работы?
Фарфор я выбрала исключительно из-за его особых качеств. Нам он известен по большей части из-за посуды: он легкий, в тонких местах прозрачный, обладает удивительным звуком. Чаще всего его покрывают глазурью в практических целях, чтобы не забивалась грязь, глазурованные вещи легче мыть. Однако глазурь скрывает рельефы, прячет тонкие моменты формы от наших глаз. Именно поэтому я остановилась на бисквитном фарфоре и принципиально решила не использовать цвета. Для меня белый цвет всегда был самым притягательным и загадочным, а здесь он удивительно работает в тандеме с формой и лучше показывает все тонкости: изгибы, рельефы, трещинки.
К тому же фарфор — это такое место встречи разных стихий, и готовая вещь — это символ единства земли, воды, воздуха и огня. Фарфоровая масса состоит из каолина, кварца, полевого шпата — элементов, добытых из земли. Вода используется для замеса гипса при снятии форм и в большом количестве нужна при работе. Воздух участвует в сушке отлитых форм перед обжигом, я не использую сушильный шкаф, сушка происходит естественным образом. Отлитые фарфоровые объекты проходят обжиг (огонь) при большой температуре для получения плотности и прозрачности.
Как происходит ваш рабочий процесс?
Способ производства классический — это литье, им пользуются и при производстве посуды, и для изготовления декоративных объектов. С модели снимается гипсовая форма, в которую заливается шликер, затем отлитый объект обжигается при высокой температуре, вкратце все происходит так.
Пробовали ли вы еще какие-нибудь материалы? Почему вы остановились пока на фарфоре?
Сейчас я работаю и с металлом и с фарфором, это абсолютно два разных материала. Не исключаю, что в будущем появится что-то новое, но пока тема фарфора не исчерпала себя. Металл требует к себе применения силы, фарфор же требует больше внимания и деликатности, мне это близко.
Какие примеры для подражания вы выбрали для себя, кем вдохновляетесь, чем интересуетесь?
Приготовлением здоровой еды, изучением энергий, буддизмом, природой. И фарфор, надо сказать, гармонично вписывается в такой круг интересов.
Если говорить о еде, я никогда не любила готовить. Но когда поняла, что в моих силах сделать еду не только вкусной, но и полезной — все в корне изменилось. Производство фарфора очень похоже на приготовление пищи: венчиком замешиваем гипс, как тесто, разминаешь мягкий фарфор, а жидкий — отливаешь в формы. Возможно, и название проекта появилось из ассоциаций с едой.