О финансовом кризисе в красках
7 художников о дорогих материалах и антикризисных мерах.
3 March 2016 года
Мы продолжаем расспрашивать художников, выставляющих свои работы в он-лайн галерее OilyOil, об их работах. Сегодня мы опросили 7 авторов о том, что они думают о новой финансовой эре. Те рассказали, пришлось ли им экономить на материалах и как они находят антикризисный выход из ситуации. Например, билет на самолет в обмен на картину или поиск материалов на улицах города.
Паша Соловьев
— Хотя в последнее время живопись и графика переместились на периферию моего внимания, уступив место нонспектакулярным практикам, я работаю с традиционными медиа. Материалы дорожают, простые и нужные инструменты в дефиците. Возможно, именно поэтому мои работы стали более аскетичными.
— Не могу сказать, что я стал на чем-то экономить: работы обмениваются на материалы, другие работы, вещи и даже продукты. Я уже забыл, когда в последний раз покупал холсты. По-моему, это revival 90-х, хотя о тех временах я знаю понаслышке. Времена настали интересные, кризис и стрессовые ситуации — удачное время для новых инициатив и освобождения от институционального гнета. Надеюсь «нарыв» герметичного русского искусства снова прорвется чем-то доселе невиданным, как и сто лет тому назад.
Анна Диричева
— Я не могу сказать, что у меня есть антикризисные меры: сложно экономить на материалах для работы. Я пишу на французской бумаге Canson, цена на неё поднялась, но с этим ничего не поделать, и я продолжаю её покупать.
— Остальные же изменения меня мало затронули. У меня нет сбережений, ни в валюте, ни в рублях, поэтому мне сложно сказать что-то конкретное. В связи с высоким курсом евро и доллара мои нечастые поездки за границу станут еще более нечастыми. Того, что будет дальше, я не знаю, но одно знаю точно — пора валить.
Полина Синяткина
— Я вижу, как кризис сказывается на всех: на родных, друзьях. И художники — не исключение. Художественные материалы никогда дешево не стояли, все всегда экономили. Когда 20 метров холста, купленных еще в студенческие годы, внезапно закончились, я вспомнила, как мы с друзьями-художниками вместе покупали их оптом, и выходило 100 рублей за метр. Хороший был холст. Сейчас я нашла, где купить оптом, и вышло 600 рублей за метр, а качество такое, что пришлось шпатлевать сверху.
— Моя жизнь тесно связана с Европой, поэтому курс валюты меня не радует. Я летаю в Амстердам каждые три месяца. Для меня, как для художника без стабильного заработка, приобретать билеты все тяжелее. Поэтому я однажды написала портрет на заказ семье из Амстердама, а они оплатили мой билет вместо того, чтобы заплатить за работу наличными. Я советую художникам работать над социальными проектами, мне кажется, они остаются в силе всегда. Или искать заказы на Западе.
Маша Ив
— В любой непонятной ситуации я следую одному правилу: «Keep calm and carry on». В кризисное время я расставляю приоритеты в выборе поездки или покупки. Кризис заставляет быть организованной, уберегает от безрассудных трат, которые я делала год назад. Что касается материалов, то я не экономлю на них никогда, ни в кризис 2008, ни сейчас. Курсы валют — тонкий момент. Однажды, я просто перестала следить за ним. Потому что уже бессмысленно переживать из-за него. Сейчас нужно проявить гибкость и не ныть, как многие делают. Это не первый кризис для нас, поэтому предполагаю, все знают, что делать. Правило №1 — keep calm and carry on.
Соня Ступенькова
— Мне повезло. У меня никогда не было много денег и постоянной работы, но все кровно заработанные деньги я тратила на путешествия и учебу. К тому, что денег нет, я привыкла.
— За последний год жизнь изменилась: появилась постоянная работа с зарплатой, но у меня все равно нет сбережений, а я трачу деньги, как гусар. Зная, что могу не думать о деньгах, я стала тратить на краски и холсты больше, чем могла себе позволить раньше. При этом я продаю картины относительно дешево, потому что ратую за доступность искусства, и пока могу себе это позволить.
— Конечно, если я решу посвятить себя исключительно живописи и брошу офис, то прийдется умерить свой пыл. Я боюсь, что количество работы для дизайнеров и иллюстраторов сократится, потому что бюджеты режут, а на деньги от картин жить не получится. Работать не по специальности я считаю полезным опытом (год назад, например, я работала на новогодней елке в Третьяковке, потому что была совсем на мели), но долго так не проживешь.
— Главное, спокойно относиться к вещам, без которых можно обойтись. А их очень много. Я не очень люблю вещи. Люблю, когда они хорошо сделанны, но не обладать ими. Так можно тратить больше на свои проекты.
— Когда у меня нет денег, я довольствуюсь блокнотом и карандашом, если нужны какие-то масштабные объекты — еду в «Леруа Мерлен» и смотрю, что можно использовать. Традиционные художественные материалы (краски, кисти, холсты, удобные блокноты) никогда не были дешевыми, мне даже в школе редко покупали краски, потому что для моей семьи они были дороговаты. И сейчас они дорогие, приходится принимать это как данность. Я много раз заходила в художественные магазины в Европе, где еще дороже, чем в Москве. Хотя выбор потрясающий, я ни разу ничего себе не купила там, кроме пары ручек.
Лиза Бородинова
— Больше всего я переживала, что не смогу путешествовать со стремительно растущим курсом, и за последние год или два я уезжала в поездки реже, чем раньше. Хотя стараюсь находить бюджетные билеты, заранее искать жилье, реже ужинать в ресторанах. В профессиональном плане мне повезло — у меня много припасов со времен учебы в школе и университете, есть еще даже пара рулонов холста. Краски, если заканчиваются, то не все сразу, а раз в месяц поход в художественный салон за чем-то нужным можно себе позволить. На моей памяти материалы никогда не дешевели, а с каждым разом цены росли, так что кризис в этом плане не удивил, а поддержал стабильную линию роста цен.
Мани Вертиго
— Деньги — это не самое первое, о чем я думаю, естественно, пока они есть. Кризис, в первую очередь, изменил настроения в обществе, в семье, многие друзья теряют работу. Зима, депрессия… именно настроения людей и их отношение к жизни и будущему, атмосфера паники и неопределенности – все это отражается и в творчестве. Это переходное состояние, как бы подвешенное, как воздух перед грозой, может служить вдохновением.
— Я как художник наблюдаю и анализирую трансформацию человека и наслаждаюсь изменениями в личности, которые происходят в силу рушащихся планов и надежд.
— Мои картины продаются как в России, так и в Европе, и, если раньше, когда я жила в России, продав картину за рубежом, я могла заработать хорошие деньги на разнице в курсе доллара, то сейчас, живя за границей, деньги от продажи картины в России улетают, как будто их и не было. Материалы за границей стоят порядком дороже (как и все остальное), но не смотря ни на что, я не могу отказать себе в покупке холста и красок. Но перед приобретением более дорогих материалов 100 раз подумаю и взвешу за и против.
— Это, конечно, с одной стороны плохо, но с другой — ограничения лишь дают тебе новое, неожиданное развитие. Так, пару лет назад, живя в Лондоне, моей ежедневной рутиной был променад по Хакней в поисках «заброшенных» картонок, мебели, всего, на чем можно было рисовать. Кризис — это всегда тормоз развития, но и возможность переосмыслить жизненные ценности, и жизнь в целом, не говоря уже о том, что всем иногда необходимо притормозить и оглянуться. Я знаю людей, которых кризис заставил изменить свою жизнь на 360 градусов, принять решения, которые они бы не осмелились принять в комфортных условиях.
— На все в жизни можно смотреть под разным углом. Можно отчаяться и загубить себя, а можно принять ситуацию и вынести из нее положительные моменты. В любом случае ситуация не зависит от нас и только гибкость и легкость помогут двигаться дальше.