Масло масляное: Маргарита Баранова о своих картинах
13 February 2015 года
Каждую неделю мы расспрашиваем одного художника, выставляющего свои работы в он-лайн галерее OilyOil об их собственных работах. Сегодняшний герой — Маргарита Баранова и ее серия живописных работ.
Как родилась идея этой серии?
Я хорошо помню свое ощущение, когда захотелось написать первые из этих работ с машинами и девушками летом 2014 года. В то время мне довелось поехать в небольшое автопутешествие по городам Прибалтики, давно хотела именно на машине. За небольшой промежуток времени удалось увидеть много нового: маленькие города, их вкусы, запахи и людей, конечно. Одним из ярких впечатлений было ощущение постоянного движения и стремления куда-то, скорости и свободы в выборе пути, а еще азарта, желания успеть увидеть больше. В основном эти впечатления и легли в основу этой серии работ.
Мои герои — современные молодые люди, которые живут в движении, они торопятся, хотят успеть увидеть как можно больше, они чувствуют, общаются, ищут, любят и грустят на бегу. Эта серия о молодости и свободе. Главная идея этих работ — движение и скорость в жизни современного человека. Здесь все не однозначно, молодость дает нам этот подарок, возможность развиваться, увидеть и успеть многое, быть свободными в своем выборе. Но с другой стороны, человек в современном мире гаджетов и постоянного технического прогресса, порой теряет способность радоваться простым вещам и перестает замечать теплый южный ветер, шум прибоя, радость от прогулки по берегу. И очень хорошо, когда он вдруг останавливается, ловит себя на этой мысли и понимает, что не все потеряно и как будто открывает для себя эти эмоции заново...
В философском смысле движение отражает любые изменения в мире. Помимо постоянного перемещения наших тел по дому, по улицам, во времени и так далее, внутри нас тоже происходят изменения, которые формируют нас такими, какие мы есть, исходя из того, куда мы движемся и какой путь выбираем.
Время года на картинах явно теплое, не думала ли ты о зимней серии подобных работ?
Большинство работ этой серии появились в осеннезимний период, когда солнца и тепла не хватает в Петербурге, отсюда теплое время года в работах. А еще лето ассоциируется со свободой, желанием увидеть новые города, поехать куда-нибудь к морю.
Тема моря сама по себе меня завораживает, я пару лет назад плотно работала над морской тематикой, точнее, это были пейзажи южных городов тесно связанных с морем, с их неповторимым колоритом, работала на пленэре. Сейчас хочу вернуться к этой теме, но теперь через портрет, эмоции, людей, что-то вроде зарисовок из жизни около моря. Еще лето, море — это отдых, каникулы, а красота прибрежных городов всегда меня очаровывала.... Но это хорошая идея, попробовать зиму.
Как тебе удалось передать это настроение, на которое все обращают внимание, когда видят твои картины. Все замечают, что девушки думают о чем-то прекрасном, каждая о своем, мечтают...
Основным направлением, в котором я сейчас работаю, является фигуративная живопись. Это направление изобразительного искусства, где подразумевается изображение фигуры (образа) человека, которая напрямую относится к реально существующему миру.
Но меня в большей степени привлекает как раз эмоциональная составляющая, то что называется английским словом message, который несет в себе работа. Мне нравится изображать внутренний диалог героев, их чувства, мимику, состояние и отношения. Меня, как художника, привлекает так же возможность найти какой-то интересный для себя пластический ход в изображении фигуры человека, так как мне близок реалистический язык в живописи, нравится фрагментарность за возможность с ее помощью больше внимания уделить написанию лиц и их эмоциональной окраске. Ситуации с машинами — это, с одной стороны, нечто совершенно обычное и каждодневное, это наш привычный мир, но, с другой стороны, в нем всегда есть место чему-то легкому, хрупкому, романтичному.
Тяжело ли тебе как художнику придумывать сюжет для работы? Чем ты вдохновляешься? Может быть у тебя есть совет для молодого начинающего художника?
Бывает по разному: иногда сюжет приходит из неоткуда, внезапно, и ничего не остается, кроме как идти в мастерскую и воплощать его или записывать в записную книжку, чтобы случайно не забыть. Работа над одним холстом часто подсказывает мне идею следующей работы. Сейчас, на мой взгляд, не резонно писать отдельные, тематически и никак не связанные между собой сюжетом картины. Я обычно пишу (стараюсь по возможности) писать что-то для конкретной выставки или дополняю и развиваю какой-то уже имеющийся цикл работ. Вдохновение можно почерпнуть где угодно — это может быть просмотр интересного фильма, прогулка по городу, поездка куда-то, поход в музей или прочтение интересной книги. Главное — изучать и не давать душе ленится, самообразовываться, быть открытым и заинтересованным, это, наверно, и есть совет.
У тебя есть маленький ребенок. Как он относится к тому, что мама рисует? Как ты объясняешь ему, что это твоя работа?
Я думаю, он еще не сформировал своего отношения к моей работе, но он понимает, что это важно для меня. Вначале, когда он был совсем маленьким, были казусные ситуации, он тайком пытался хозяйничать в мастерской, наводить там «свои порядки», но сейчас уже можно договориться. Я пока не рассказывала ему подробно о своей деятельности, но когда у него возникнут вопросы, обязательно отвечу на них.