Масло масляное: Виктория Иконен о своей картине
10 December 2014 года
Каждую неделю мы расспрашиваем одного художника, выставляющего свои работы в он-лайн галерее OilyOil, об одной его собственных картин. Сегодняшний герой — Виктория Иконен и ее работа «Экзистенциальный пейзаж с медведем».
Почему экзистенциальный?
Термин «Экзистенциализм» обозначает философию существования, «особое направление в философии ХХ века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным». Эту работу я создала во время своего второго визита в арт-резиденцию Хайхатус в Центральной Финляндии. Первый раз в 2013 и это место определило мой дальнейший путь развития, значительно расширив мой кругозор в мире современного искусства и подарив мне друзей и наставников, но самое главное — веру в собственные силы. Спустя год, в июне 2014 года, я вернулась. Возвращение сюда стало своего рода подведением результатов за прошедший год в профессиональном плане, а также послужило толчком для основной идеи этой работы: связь времен, которая воплотилась в одном доме.
Расскажи про основную идею этой работы?
Основная идея этой работы: это мои размышления о взаимосвязи времени и пространства, как может меняться наше восприятие одного и того же места спустя какое-то время: как мы сами меняемся, и соответственно как это может отразиться на нашей «реальности». Вполне реальный пейзаж с домом у меня превращается в абсурдную геометрическую композицию. Еще стоит отметить историю про медведя, который здесь присутствует: когда я была в этой резиденции год назад в местных газетах (а потом и в главных новостях страны) было сообщение, что в наш городок пришел медведь, и некоторые даже успели это заснять. Надо сказать, меня это поразило: мы жили почти в лесу, но встретить медведя, выходя вечером на прогулку, —для меня удивительно! Думаю, что с этого момента медведи стали регулярно появляться на моих работах.
У тебя к ними какая-то особая связь теперь?
Для меня самой это по-прежнему загадка, почему я рисую медведей. До медведей я рисовала портреты людей, но однажды поняла, что личность человека очень сильно довлеет над изображением и решила переключиться на что-то более нейтральное. Наверное, где-то в основе всей этой идеи лежали мифы о медведях-оборотнях как «Локис» Проспера Мериме или фильм «Медвежий поцелуй» с Бодровым мл.
Ты часто используешь яркие цвета, преобразующие обычный пейзаж. В то время как многие художники их боятся. Расскажи про свое отношение к ярким краскам?
Наверное, какая-то часть меня всегда хотела жить на юге, где небо ярко-синее. Еще когда я училась в Мухе, мне всегда говорили, что колорит моих работ не свойственен северу: возможно, это был своего рода протест окружающему серому цвету. Также я увлекалась философией Кандинского и даже теоретический диплом писала посвященный цветам и их философскому значению. Цвет, безусловно, мой любимый инструмент, но в целом, всю мою теорию о цветах можно описать в трех словах: «Я так чувствую».
Расскажи, где ты училась. Имея опыт зарубежного образования, можешь ли ты как-то сравнить подход к обучению там и в нашей стране?
Я училась в СПБГХПА им. Штиглица или Мухе на коммуникативном (графическом) дизайне, но параллельно занималась живописью в мастерской художника Мосевича С.П.. Не совсем верно то, что я имею опыт зарубежного образования, скорее, самообразования, но думаю по рассказам моих друзей из Европы можно сказать, что в России дают прекрасную базу — такие как основы живописи, анатомии, рисунка, в то время как в Европе (опять же все это сильно зависит от страны, города и академии — каждая из них имеет свое «собственное лицо») идет воспитание внутренней свободы и творческого начала, мышления, осознания своего положения на современной арт сцене. В европейских учреждениях чем смелее ты выражаешь себя — тем лучше (если говорить не о консервативных академиях). В государственных учреждениях у нас в стране такое невозможно. Лично мое мнение, что все что у нас в учебной программе подходит под определение «modern art», в то время как на дворе XXI век и «contemporary art».