• разделы
    • Recycle
    • Tutorial
    • Web-проекты
    • Welcome to Budapest
    • Арт
    • Архитектура
    • Брендинг
    • Видео
    • Графический дизайн
    • Иллюстрация
    • Интервью
    • Книги
    • Мода
    • Подборка
    • Пром. дизайн
    • Реклама
    • Сред. дизайн
    • Ссылка в Сибирь
    • Стрит-арт
    • Типографика
    • Упаковка
    • Фотография
  • реклама
  • контакты
  • о проекте
  • следи за нами на facebook
  • следи за нами в vkontakte
  • читай twitter
  • смотри pinterest
радио

Норма

4 примера, как советский промышленный нормкор нашел продолжение в современном мире.

Арт, Брендинг, Мода, Пром. дизайн, Упаковка

автор: Анна Воробьёва

14 August 2014 года

SHARE
TWITT
SHARE
PIN

0

На повестке дня такие новости: во-первых, в моду без истерик, но уверенно входит нормкор — нарочито простые вещи без претензии на оригинальность, сложный крой и интеллектуальную подоплеку. Модники как будто говорят нам, надевая сероватые треники и удобный свитшот без надписей и принтов: «Баста, мы наелись ваших косых швов, у нас — фешн-диета».

Ну а вторую новость и так все знают: на прилавках российских магазинов некоторое время побудет продовольствие преимущественно отечественных производителей. Тут невольно вспомнишь времена, когда советского еще человека окружало отечественное все: мода, упаковка, пром дизайн. Время спустя, когда в стране стали появляется иностранные товары (каких-то новых, удивительно насыщенных цветов), советский дизайн стал выглядеть особенно уныло, просто и не конкурентно способно, как заметил бы каждый второй маркетолог.

Сейчас, сопоставив две эти новости, становится ясно — советский дизайн и был самым что ни на есть взаправдашним нормкором. Ниже его четыре наиболее типичных представителя.


-1- 

Крупа и сахар в переработанной упаковке


Тогда. Такие упаковки красовались на всех прилавках страны. Поверх крафт бумаги ставили штамп с названием продукта, номером ГОСТа, ценой, которая редко менялась и загадочным «масса нетто». В ту же крафт бумагу часто упаковывали вес колбасы или сыра, перетягивая сверток шпагатом.

front

Сейчас. Завернутые в невзрачную переработанную  бумагу продукты ассоциируются с органикой, экологией, ограниченным тиражом и ручной работой, словом всем, что так дорого сердцу нынешнего поколения повзрослевших. Такую упаковку заново придумывают дизайнеры и ей вдохновляются  современные художники.

Даже на нынешней бианнале «Манифеста 10» была выставлена работа  Йозефа Бойса   «Экономические ценности», которая представляет собой полки с товарами, купленными художником в странах Восточной Европы — это те самые серо-бурые упаковки. Работа хоть и создана в 1980 году, но именно сейчас она выбрана для выставки куратором Каспером Кенигом.

1 2,5 2,6   Marta

Йозеф Бойс, «Экономические ценности»


-2-

Плита ограды ПО-2, она же самый растиражированный в России бетонный забор.

 

Тогда. Этот знакомый всем с детства элемент городского пейзажа создал в семидесятых архитектор Борис Лохман, о чем он подробно рассказал журналу Esquire.  Плита это выглядит настолько мрачно, что хочется добавить к ней «надгробная», тем более что геометрические фигуры ее барельефа многим напоминаю крышку гроба. Между тем заборы эти придавали единых архитектурный стиль миллионам стройкам и промзонам огромнейшей страны.

4 

Сейчас. Выпуклые ромбы пресловутого забора послужили основой фирменного стиля, созданного студией Артемия Лебедева для строительной компании. Рисунок узнаваем, потому что стойко ассоциируется у нашего человека со стройкой.
6 7 8

UPD: Вниманием известную фактуру не обошел и современный ювелир Павел Худой, преобразовав грубые стены в изысканные ювелирные украшения.

22_7


-3-
Граненый стакан

Тогда. Есть, конечно, в этом некая символика: два самых растиражированных в России промышленных изобретения — это стакан и забор.

Граненый мухинский и вовсе для российского человека вещь сакральная. Конечно, граненый стакан — самый нормкоровый из придуманной в истории человечества посуды — существовал и раньше, но именно созданный Мухиной в 1943 году, с ободком наверху вошел в массовое производство. Разработан был такой дизайн не красоты ради: он был прочнее прочих, подходила для типовых посудомоечных машин, а позже под  его форму были выпущены подстаканники для поездов и автоматы с газировкой.

9 


Сейчас. Посудина эта и так часто бывала моделью в натюрмортах русских художников. А в прошлом году стакан стал частью проекта «Положение вещей» художника Алексея Трегубова, где тот нарочно брал привычные для глаза вещи, изменяя их форму. Ну и стакан оказался тут как тут.

11

-4-

Ватник


Тогда. На самом деле эту серую утепленную куртку наши подсмотрели у китайцев во время русско-японской войны, а чуть позже, в 1932 году утвердили свой, советский стандарт ватника или телогрейки, которая затем стремительно стала расходиться по стройкам, армиям и лагерям. Описание этой куртки из ГОСТа тогдашней легкой промышленности вполне сгодилось бы для какой-нибудь современной нормкоровской коллекции: «куртка ватная однобортная, прямого покроя. Полы прямые без вытачек, с боковыми накладными карманами, простеганные сквозь верх, вату и подкладку параллельными долевыми машинными строчками...».

12,5 12

Кадр из фильма  «Русский сувенир»

Сейчас. В той или иной интерпретации ватник за последние несколько лет встречается во многих модных коллекциях одежды. Например у NinaDonis, Zero+Maria Cornejo, Marni.

13,5 13,6 13

Открытие Олимпийских игр в Сочи

 

SHARE
TWITT
SHARE
PIN
SHARE
TWITT
SHARE
PIN

Будь также в теме:

Вам слово:

Ctrl+enter — отправка комментария Войти и прокомментировать