Масло масляное: художник Ника Черняева о своей картине
16 July 2014 года
Каждую неделю мы расспрашиваем одного художника, продающего свои работы в он-лайн галерее Oily Oil, об одной из его собственных картин. Сегодняшний герой – художник Ника Черняева и ее работа «Икона».
Расскажи, что послужило замыслом этой картины?
Мне всегда нравились иконы, завораживала их обратная перспектива, плоское и вместе с тем такое глубокое пространство, чистые цвета, внутренне свечение. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что глядя на понравившуюся мне икону в церкви, я ощутила желание ее лайкнуть и расшерить для своих друзей в соцсетях. Такая реакция на визуальные изображения постепенно становится инстинктивной, ведь в виртуальном пространстве многие из нас проводят больше времени, чем в реальном.
Что общего между религией и соц. сетями помимо иконки?
Вот сегодня как раз в соцсетях прочитала цитату Сартра, что у каждого человека внутри есть дыра размером с бога, и каждый заполняет ее, как может. Раньше и правда заполняли богом, теперь всё чаще – соцсетями. Религия всегда вплетается в жизнь, ритуалы и обряды незаметно становятся ее неотъемлемой частью.
То же сейчас можно сказать и о социальных сетях – в них уже существуют негласные правила поведения, даже мышление людей меняется – всё чаще мысли в голове формируются в формате статусов, приобретенный опыт теряет вкус, если о нем не узнают прихожане твоего интернет-сообщества. Люди просыпаются и первое, что они делают – тянутся за телефоном, чтобы просмотреть ленту в Фейсбуке, это напоминает своеобразную молитву нашему новому богу.
В какой-то момент я поймала себя на мысли, что глядя на понравившуюся мне икону в церкви, я ощутила желание ее лайкнуть и расшерить для своих друзей в соцсетях.
Забавно, что слово иконка теперь является частью компьютерной лексики — язык всегда очень чутко реагирует на подобные изменения.
Много ли ты времени сама проводишь в соц сетях?
Я иногда почти физически ощущаю, как социальные сети воруют моё время и жизнь. Поэтому стараюсь этот процесс контролировать и дозировать, иначе очень легко провалиться в болото интернет-зависимости. Но я по гороскопу близнецы, а по образованию – социолог, и коммуникации – это воздух, которым я дышу. А социальные сети – один из важнейших каналов современной коммуникации, и полностью от него отказаться или игнорировать невозможно.
Как бы ты сама могла охарактеризовать стиль своего творчества?
Я сейчас нахожусь в самом начале пути, и мне прежде всего интересен творческий поиск важных для меня тем и тех способов, которыми я об этих темах могу говорить. Живопись – это как принтскрин реальности, которую я вижу, архив джипегов моих впечатлений и воспоминаний. Более серьезные разговоры можно вести на языке инсталляций, он мне тоже крайне интересен. Но при этом мне не хочется плодить сущности без необходимости, загружать окружающую среду бессмысленными высказываниями, которых и без меня хватает. Поэтому всё, что я делаю, касается важных для меня вопросов, личного опыта, который я исследую, чтобы лучше разобраться в том, что со мной происходит.
Сегодня искусство и интернет вступают в серьезные отношение и вообще появляется много диджитал искусства. Что ты об этом думаешь? Как к этому стоит относиться?
Это, кстати, еще одно сходство между социальными сетями и религией, которая всегда формировала вокруг себя культуру. Современное искусство, затрагивающее подобные темы, и есть та самая культура, образующаяся вокруг новой «религии» коммуникаций без границ и свободы самовыражения. Это ни хорошо и не плохо, это закон природы – современность, в которой мы живет, такова, и искусство просто обязано научиться говорить и на этом языке тоже.