7 причин, почему дизайнер не должен уезжать из России
Ярослав Мисонжников, российский продакт-дизайнер, исходя из собственного опыта, выделил основные причины, почему стоит остаться на родине...
24 October 2013 года
Несколько дней назад одна знакомая спросила меня, почему я до сих пор не эмигрировал в Европу или США, где явно больше возможностей для профессионального роста. Конечно же, этот вопрос появлялся в моей голове не раз. И, как это не удивительно и не странно звучит, но я убежден, что дизайнер может развиваться и в современной России. В этой статье, исходя из личного опыта, я выделил основные причины, почему не нужно уезжать из нашей страны.
1. Образование
К большому сожалению, с хорошим дизайнерским образованием у нас в стране сложно. Ведущие учебные заведения, которые дают высшее образование, выпускают не конкурентноспособных профессионалов. Приведу такой удивительный факт: я не знаю ни одного современного российского продакт-дизайнера из тех, чьи имена появляются в прессе, а объекты — на международных выставках, кто бы закончил кафедры мебели в петербургской «Мухе» (СПбГХПА) или московской «Строгановке» (МГХПА), которые считаются одними из лучших ВУЗов в стране по этой специальности. Но нужно отметить, что уже появляются достойные учебные заведения и школы дизайна, как, например, «Британская высшая школа дизайна» или Школа дизайна «Артфутуре», пока, правда, работающие на коммерческой основе. К слову, «Артфутуре» два раза в год организовывает конкурс на бесплатное обучение, давая, таким образом, возможность учиться и развиваться самым талантливым, как и легендарный Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», рассчитанный только на бюджетные места.
Лучше всего, по-моему мнению, получить бакалавра или специалиста в России, а магистратуру закончить на западе. В европейских школах дизайна уже практически нет академического рисунка и живописи. В российских вузах все же еще учат, как правильно держать карандаш и рисовать перспективу. Это, как мне кажется, по-прежнему остается базовыми навыками в профессии дизайнера. Но если финансовой возможности учиться за границей нет, то значит нужно уделить внимание стажировкам и воркшопам.
2. Стажировки
Платных стажировок в лучших вузах мира очень много, как и отечественных компаний, которые успешно зарабатывают на этом деньги. Но, например, для профессии продакт-дизайнера есть уникальный тип 3-6 месячных стажировок в европейских дизайн-студиях. Они бесплатны и попасть на них возможно на конкурсной основе. Чем дизайнер известнее, тем сложнее устроиться на стажировку. В большинстве случаев вам платить ничего не будут, но взамен получите огромный опыт работы в профессиональной студии, а если повезет, то поучаствуете в разработке продуктов для серийного производства. Год назад я вернулся с такой стажировки из мастерской известных голландских дизайнеров Кики ван Эйк (Kiki van Eijk) и Йоста ван Блейсвийка (Joost van Bleiswijk), о чем подробно рассказал в одной статье. Существует много и стипендиальных программ, на поиск которых в интернете нужно потратить немало времени.
3. Интернет
Безусловно, образование очень важно в профессии дизайнера, но его отсутствие не мешает делать качественный продукт. Интернет стал одним из самых важных инструментов в самообразовании молодых отечественных дизайнеров. Нужно быть в курсе того, что происходит в дизайне в данный момент, но не воровать чужие идеи, а работать над своими собственными проектами. Кроме образовательной функции, интернет играет важную роль и в продвижении продуктов дизайнера. Об этом я упоминал в предыдущей статье. Благодаря современным возможностям связи можно работать для компании удаленно. Главное знание иностранных языков.
4. Выставки
Конечно, молодой специалист должен принимать участие в выставках и конкурсах. Действительно толковых выставочных площадок в России не так много, как может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев организаторы с большим равнодушием относятся к молодым дизайнерам, которые за свой счет приезжают из других городов, чтобы показать свои продукты. Главной задачей оргкомитетов выставок остается собственный PR, а о государственной поддержке дизайнеров речь не идет и вовсе! Получая десятки приглашений на выставки в другие города, я всегда проверяю серьезность их намерений тем, готовы ли организаторы оплатить дорогу и транспортировку объектов. И, на удивление, положительные ответы стал получать все чаще.
Лучшая, на мой взгляд, выставка для продакт-дизайнеров из России, стран СНГ и Балтии, ежегодно проходит в Москве в рамках I Saloni WorldWide Moscow. Участие в SaloneSatellite бесплатное, необходимо лишь иметь готовый продукт. Другой разговор, что впервые за долгое времяв этом году на выставку в Москве был недобор! Российские дизайнеры обленились. Итальянцы, которые выступают в роли организаторов и тратят деньги на развитие российского дизайна были очень удивлены: ведь главный приз для трех финалистов — бесплатный стенд на лучшей выставке мебели в мире iSaloni Milan. Участие в Миланской неделе дизайна невозможно сравнить ни с чем другим по своей эффективности! Мне удалось это проверить на собственном опыте в этом году. Выставки такого рода обязательно посещают руководители крупных компаний и пресса, и это может сыграть важную роль в вашей карьере.
5. Конкурсы
Конкурсов проходит достаточно много. Понять насколько они серьезны можно, узнав состав жюри. Большие компании, разумеется, в первую очередь ради своего собственного PR, взяли за моду привозить звезд мирового дизайна, что, конечно, не может не радовать. Так, Массимилиано Фуксас (Massimiliano Fuksas) выбирает лучших дизайнеров дверных ручек, а Росс Лавгроув (Ross Lovegrove) председатель жюри в конкурсе пермской мебели. Награда может заключаться как в денежном эквиваленте, так и в серийном запуске продукта.
6. Спонсоры
Что касается финансовой поддержки в производстве продуктов молодых дизайнеров, то, конечно же, в Европе и Америке дела с этим обстоят лучше. Там работают многочисленные фонды, как государственные, так и частные. В России таковых практически не существует, а если они и есть, то значит работают плохо — дизайнеры о них не знают. Конечно, можно ограничиться хорошей 3D визуализацией, но ее не отвезешь на выставку, да и работа с материалами по-прежнему остается важной в профессии продакт-дизайнера. Молодым авторам приходится вкладывать в изготовление рабочих моделей свои собственные средства, делать их самостоятельно, либо искать спонсорскую поддержку. В крупных городах сделать это проще. Важно найти компанию, которой будет интересна работа с вами. Вы можете им предложить либо рекламу на выставке и во всех последующих публикациях, либо, например, поставить разработанный предмет у них в офисе. Я не разу не платил за производство своих продуктов. Сначала их выпускала школа дизайна, в которой я учился, а потом я уже самостоятельно находил партнеров.
7. Возможности в России
Если вы все-таки решили уехать на работу за границу, то вам придется столкнуться с некоторыми сложностями. Какой бы вы ни были супердизайнер, для окружающей среды вы все равно будете эмигрантом, по крайней мере ближайшие лет 10, и навряд ли получите суперинтересные заказы. Я сомневаюсь, что в какой-нибудь европейской стране заказ на фирменный стиль для целого государственного музея получат недавние выпускницы. А в современной России, с ее возможностями и отсутствием профессионалов во многих областях, это возможно! Аня Кулачёк и Ира Иванова составили конкуренцию большим студиям, и выиграли конкурс, посвященный разработке графического дизайна московского Политеха. О своем отношении к эмиграции здорово высказался Дмитрий Барбанель, самый известный арт-директор журналов в России в интервью для журнала «Большой город». К слову, я пока и не знаю дизайнеров нового поколения, покинувших Россию и достигших успехов на Западе. Вадима Кибардина, Бориса Берлина и Владимира Пирожкова, который, кстати, недавно вернулся на Родину и сделал печально известный олимпийский факел, назвать молодыми достаточно сложно. Уехав, вы, к сожалению, столкнетесь с проблемами с языком, визой, и безработицей, которая, например, сейчас бушует в Италии и Испании.
Несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются отечественные продакт-дизайнеры, я заметил такую тенденцию, что западной прессе очень интересен дизайнер из России, в этом есть своего рода фишка. Так, журнал Wallpaper в прошлом году подготовил целый номер, посвященный российскому дизайну. Матрешек в нем не было. Да и отечественной прессе эта тема становится симпатична — главное создавать информационный повод.
Я не имею права кого-то заставлять изменить свои планы и не уезжать. Этой статьей я просто хочу показать молодым дизайнерам, что в России есть возможности для профессионального роста, все границы открыты, главное суметь ими воспользоваться!
Ярослав Мисонжников, продакт-дизайнер, создатель бюро «Именно-дизайн», специально для tutdesign.