Дизайн — это не искусство
Мы расскажем, почему иным умельцем нужно остудить гордыню и перестать себя возвеличивать в рамки художников.
4 September 2013 года
Разница между искусством и дизайном становится все менее очевидна. Искусство все чаще фигурирует в дизайнерских журналах, а известные дизайнеры создают все больше арт-проектов. Люди полагают, что между дизайном и искусством существует тонкая грань, в то время как на самом деле это колоссальный разрыв. Мы расскажем, почему иным умельцем нужно остудить гордыню и перестать себя возвеличивать в рамки художников.
«Пластиковый стул из дерева», Маартен Баас; «Простой стул 601», Дитер Рамс для Vitsoe & Zapf
•
Искусство создает проблему
На протяжении истории было немало случаев, когда искусство считалось проблематичным и подвергалось нападкам. Вы, наверняка, сталкивались с критикой «Черного квадрата» или животных в формалине. Актуальное искусство всегда нарывалось на проблемы, на запреты и на закрытие выставок, а иные художники частенько оказывались в шаге от тюрьмы. Современное искусство всегда осуждалось приверженцами классической школы, а те в свою очередь осмеивались пост-модернистами.
•
Дизайн решает проблему
Целью дизайна является разрешение проблемы: как сделать мир экологичнее, интерфейс понятнее, технику удобнее. Хороший дизайн делает жизнь безопаснее и комфортнее. Согласитесь, ремни безопасности придумали не братья Чэмпмены, а Папанек создавал радио с куском говна не для галереи, а для бедных африканских стран.
•
Искусство многогранно
Посетители музея могут вынести о произведении искусства совершенно разные суждения. Всегда остается загадкой, что именно хотел сказать автор. Актуальное искусство уже давно перестало быть интеллектуально легко доступным. Мировые шедевры провоцируют толки, споры, к которым можно возвращаться вновь и вновь на протяжении столетий.
•
Дизайн очевиден
Дизайн же создается, чтобы быть максимально однозначным. Дизайн не задает вопросов, он очевиден и интуитивно понятен. Всегда должно быть ясно, для чего кнопка «Пуск», и недопустимо, чтобы у двух людей возникли разные соображения на этот счет.
•
Искусство исследует
Шедевры искусства и целые эпохи родились как результат поиска новых тем, форм и материалов. Безусловно, художники часто повторяют одну и ту же тему, но движущей силой является исследование актуальных проблем и абсолютно новых средств выразительности.
•
Дизайн наблюдает
Хороший дизайн использует те знания, которые получены эмпирическим путем. Дизайнер использует в своей работе те примеры, которые считает максимально удобными. Например, если аналитика показывает, что пользователи чаще кликают на объемную «вкусную» кнопку, дизайнер будет эксплуатировать и использовать эти знания. Прогресс в дизайне основывается на повторении и корректировке предыдущего опыта.
br>Ольга Гамбарян, Диана Гибадулина, Андроник Полоз, Саша Кищенко
•
У искусства нет четкой цели
Художники создают идеи, будто мечут икру. Они не задумываются над целями, которые должно решить их произведение искусства. Кроме амбиций показать и взбудоражить, они не стремятся достигнуть иной вершины. Это импульс, порыв, продолжение души...как ни назови, шедевры скорее задают вопрос, нежели дают на него ответ.
Сай Твомли в мастерской
•
У дизайна есть цель
Предметы дизайна должны достигать какого-то результата, решать проблему, делать мир комфортнее. Дизайн ради дизайна теряет смысл. К примеру, взять нашумевший соковыжиматель Филиппа Старка. Куда падают косточки? Тут слишком много элементов, которые делают его красивым, но непрактичным. Это не дизайн, это арт-проект, который делает вас сведущим о мире креатива.
•
Искусство создается для художников
Люди искусства работают для себя и себе подобных. Огромное количество объектов искусства могут простаивать в мастерских или архивах, ожидая своего часа. Даже когда шедевру удается найти свое место в жизни людей, художник творил не для людей, а для самовыражения.
•
Дизайн создается для людей
Дизайнеры же всегда должны ориентироваться на конечного потребителя и знать проблемы целевой аудитории. Дизайн — это социальная сфера, которая решает бытовые задачи общества. Залезая в шкуру потребителя, дизайнер должен понять мысли потребителя, забыв про собственные.
•
Предметы искусства подписаны автором, работа дизайнера — названием бренда. Художники преследуют форму, дизайнеры — функцию. Одни эгоисты, другие — альтруисты и работают на общественное благо. Великие дизайнеры делали жизнь проще, великие художники вечно что-то усложняли. Простой люд видит лишь внешнюю, декорированную сторону проектной дизайнерской деятельности, поэтому и связывают дизайн с искусством.