Вся правда о Fabrica
Журналист tutdesign побывал в уникальном учебном заведении, основанном компанией United Colors of Benetton, и поговорил с единственной студенткой из России, графическим дизайнером Аней Кулачёк.
Архитектура, Интервью, Сред. дизайн
29 April 2013 года
Наш tutdesign стал первым российским интернет-журналом, которому удалось побывать в стенах легендарной Fabrica — уникального учебного заведения, основанного руководством итальянской компании United Colors of Benetton, и поговорить с единственной студенткой из России, графическим дизайнером Аней Кулачёк.
щёлкните на картинку для подробного просмотра
Подать заявку на бесплатное обучение в Fabrica может любой желающий, вне зависимости от профессионального мастерства, полученного образования или национальности. Главным ограничением, о котором, наверное, сейчас пожалеют многие наши читатели, станет возраст — нужно быть не старше 25 лет включительно. Но если ты попадаешь сюда — значит ты лучший из лучших! Fabrica берет на себя все заботы: снимает для студентов жилье, кормит обедом и платит стипендию 700€ в месяц. Здесь созданы все условия, чтобы молодой человек занимался только своим профессиональным делом — дизайном, фотографией или видео.
Fabrica была основана в 1994 году руководством фабрики одежды United Colors of Benetton. Она расположилась на окраине небольшого городка Тревизо на севере Италии. Именно там больше полувека назад была основана компания United Colors of Benetton и именно там находится самое крупное в Европе производство этой марки одежды. В середине девяностых компания совершила прорыв в политике коммуникации с внешним миром, отказавшись от работы с рекламными агентствами и создала «Центр исследования и развития коммуникаций Fabrica». Ее основатель — легендарный фотограф Оливьеро Тоскани, снимал скандальные рекламные кампании для Benetton на темы расизма, СПИДа, войны, нищеты, детского труда и многих других. Это стало визитной карточкой легендарного бренда.
Вся окружающая среда напоминает о дизайне. Первое, что бросается в глаза во время ожидания единственного автобуса в Fabrica, в центре Тревизо — газетный киоск с уникальной подборкой журналов о дизайне и моде, которую ты не найдешь даже в самом крупном книжном магазине Милана. Здание, в котором проходят занятия, построено великим архитектором Тадао Андо и уже вошло в список лучших архитектурных построек Европы. Голые бетонные стены не отвлекают студентов от рабочего процесса, царит легкая и непринужденная атмосфера. Складывается такое ощущение, что руководство Fabrica продумало и досуг своих воспитанников: совсем неподалеку расположился аэропорт бюджетной авиакомпании Ryanair. Он так и зазывает фабрикантов слетать на выходные в Барселону или Гамбург за 10 евро, изучить города и получить новые впечатления для рабочих проектов.
Назвать Fabrica учебным заведением в привычном значении этого слова достаточно сложно. Это скорее дизайн-центр, а студенты не столько учатся, сколько работают над реальными проектами. Здесь существует несколько департаментов, независимых друг от друга: продукт-дизайн (11 чел.), интерактивный (5 чел.) и графический (6 чел.) дизайн, видео (6 чел.), фотография (4 чел.) и арт (1 чел.). Студенты каждого направления занимаются только своим проектом и не должны проявлять особый интерес к работе своих коллег. С появлением нового директора начинаются большие реформы! В скором времени департаменты исчезнут. Для конкретного проекта будут создаваться рабочие группы в количестве 6-7 человек, в состав которых войдут студенты разных направлений, а весь процесс будет курировать старший руководитель.
Фабриканты должны быть на рабочем месте с 9:30 до 18:30, но большинство из них остается допоздна. Сюда попадают трудолюбивые, целеустремленные и амбициозные молодые люди. 25 лет — это как раз самый подходящий возраст для учебы в Fabrica. К этим годам дизайнер получает определенные профессиональные навыки и уже формируется как творческая личность. В 25 лет типичный европейский студент только заканчивает бакалавриат или магистратуру. Конечно, среди фабрикантов есть и достаточно юные дизайнеры. В Fabrica всего 75 человек. В это число входят студенты, рабочий персонал, а также редакция легендарного журнала COLORS, которая также находится в стенах Fabrica. Журнал — это отдельный проект, никак не зависящий от учебного центра, но активно с ним сотрудничающий. Обедают все студенты и сотрудники в столовой при заводе United Colors of Benetton, которая находится в 15 минутах ходьбы.
Самым известным российским выпускником Fabrica по-прежнему остается Дмитрий Барбанель, автор макетов русского Esquire, Citizen K, Interni, «Секрета фирмы» и др., но несколько лет назад на дизайне-сцене России и Европы появилась Аня Кулачёк. Графический дизайнер, арт-директор «ДизайнДепо» в прошлом, и студентка Fabrica в настоящем, рассказала нам о новом проекте в Италии и поделилась фотографиями учебного процесса из своего Instagram.
— Я выросла в Донецке, там и закончила Донецкое художественное училище (факультет графического дизайна). После, я пыталась поступить в Киевскую академию, но провалила экзамен — лучшая из моих неудач. Эта ситуация помогла мне принять решение переехать в Москву, где я встретила очень много хороших людей, поступила в ВАШГД и уже через месяц стала работать в «Дизайн Депо».
— Я всегда интересовалась Fabrica, читала статьи о ней и мечтала там учиться. Но мне всегда казалось, что я не достаточна хороша для нее. Когда мне исполнилось 25 лет, я решила, что была не была. Как раз в это время в Строгановку приехал Омар Вульпинари, директор департамента графического дизайна Fabrica, и проводил собеседования с потенциальными фабрикантами. Людей было очень много и он решил не просматривать портфолио каждого, а ограничиться только личным разговором. Мои знания английского оставляли желать лучшего. Сейчас я даже не помню, что ему говорила, но на вопрос «Что ты знаешь о Fabrica?», я ответила: «Все!». Скорее всего ему понравилось, что я была искренна, и он предложил отправить свое портфолио по интернету. Сначала я отослала ему свой проект, который сделала специально для Benetton — это была концепция одежды и принтов, на что он ответил «это дорого и не интересно». После этого я отправила свое обычное портфолио и Вульпинари сказал приезжать на двухнедельный испытательный срок.
— Каждую неделю на Fabrica приезжают новички, которые сначала должны пройти двухнедельную стажировку. Им даются задания, как групповые, которые они будут делать совместно со студентами, так и персональные. Эти 2 недели — это как проба для тебя и для Fabrica, если ты и Fabrica устраиваете друг друга, тебя приглашают на год. Важно не только быть хорошим в своем деле, но и быть адекватным человеком, уметь работать с людьми. Например, директор департамента продукт-дизайна, известный французский дизайнер Сэм Барон, отбирает каждого студента лично, его направление — это как маленькая семья.
— Во время моего траела я делала айдентику к итальянской короткометражке. Положительный ответ по поводу учебы в Fabrica может придти сразу же, а может и через год, в зависимости от необходимости в определенном сотруднике. Например, моя учеба заканчивается через 1,5 месяца, и руководство будет искать нового графического дизайнера.
— Сейчас мы совместно с австралийским графическим дизайнером Самантой Зино делаем книгу выживания для новичков Fabrica, которые только приехали на учебу. Ведь Fabrica — это не только новое учебное заведение. Это новая страна, новая культура, итальянский язык. В этой книге мы расскажем про все, что происходит внутри фабрики: рабочий процесс, какие департаменты существуют, как сделать персональный проект и во сколько уходит последний автобус, а так же как жить за пределами работы, что и где кушать, как провести выходные и почему лучше не спрашивать про капучино после 6.
— Очень важная часть работы здесь — это взаимодействие с иностранными коллегами. Иногда на встрече я осознаю, что за столом сидит 6 стран, и даже через год это не перестает меня удивлять. В целом, уровень дизайнеров здесь очень высокий и это как-то по умолчанию, никто не звезда, просто все могут делать работу хорошо. Fabrica снимает для своих студентов квартиры в Тревизо. Город очень маленький, так что мы постоянно ходим друг к другу в гости. Это как если бы в Москве все жили в одном районе. Я делю большую квартиру с иллюстратором COLORS из Китая и автором статей для этого журнала из США.
— В Москве я прожила 5 лет. Все это время я работала в «ДизайнДепо» и эта студия стала для меня отличной школой. Я пришла туда абсолютно без опыта, а к 4 году была арт-директором и самостоятельно вела проекты. За это я очень благодарна Петру Банкову. После подобного московского опыта, я думаю Fabrica — отличное продолжение. Ты здесь не столько учишься, сколько работаешь, но более свободно. Это по большей части время — один год, когда ты можешь остановиться и подумать над приобретенным опытом, попробовать что-то новое. Я считаю, что все в твоих руках, ну и, конечно, удача. С ней у меня все хорошо!.
Ярослав Мисонжников, специально для tutdesign.