5 практических советов от Жени Юкечева
Известный отечественный шрифтовик раздает полезные советы, рекомендует учиться у Мастеров и убежден, что бесплатные шрифты хорошими не бывают.
7 August 2012 года

Существует ли прямая зависимость визуального шума в России от менталитета и образа жизни?
Несомненно. Это достаточно парадоксальная ситуация: одно порождает другое. То, что мы видим вокруг себя во многом формирует наше отношение к миру. В то же время, согласно нашим внутренним представлениям, формируется окружающая среда. Это существенная проблема для городов России, поскольку отсутствуют стандарты и не определяется ответственность влияния каждого на общее пространство: владелец лавки может завесить вход своего магазина на свой вкус. Как правило, это аршинные «привлекающее внимание» буквы и прочие продукты творчества, которые пытаются выкрикнуть громче всех о магазине или услуге своего владельца. Но это половина беды.
Обратите внимание на дороги, общественный транспорт в целом и метро в частности. Я не понимаю, какое право имеет метрополитен превращать пространство каждого гражданина, оплачивающего проезд, в инфернальную доску объявлений. По каким принципам определяется «достаточность» концентрации наружной рекламы вдоль дорог, сколько биллбордов можно воткнуть рядом с выходом метро? Формально у нас есть комитеты и «рекомендованные нормы», но фактически продаётся всё, у нас мафиозное государство. Мы недооцениваем влияние этих бездумных действий на психо-эмоциональное состояние людей. Это должно жёстко регулироваться и приоритет необходимо ставить на экологию пространства человека. В противном случае, через несколько десятков лет мы поймём, что бесповоротно деформировали общество.
Почему в стране с мировыми именами в балете, классической музыке, опере, литературе и живописи нет личностей с мировыми именами в дизайне?
Не будем забывать, что как таковой дизайн в России появился сравнительно недавно. О каком дизайне могла идти речь, если даже архитектура была лишена экспериментов: образование было, а практики — нет. «Слово «дизайн» ещё в 50-х было ругательством, а само занятие считалось обманом», — как говорит Михаил Аникст.
В то же время, я бы не сказал, что мы не имеем светлых имён и прекрасных мастеров, которые известны на Западе. Фаворский, Аникст, Трофимов, Троянкер, Жуков, Барбанель, Гурович, Жицкий, Чайка, Протей знакомы нашим западным коллегам, но дизайн Россия экспортировать будет не скоро: в нашей стране, к сожалению, только реклама развивается бурными темпами.
Посоветовали бы вы сейчас студенту изучать дизайн и становиться графиком. Почему?
Ключевое слово «изучать». У нас часто понимание дизайна заканчивается на умении рисовать, чувстве прекрасного, оригинальности и способности визуально отреагировать на поставленную заказчиком задачу (что, в общем-то, уже неплохо). Однако я убеждён, что слабость теоретической базы, исторической эрудиции, психологии восприятия и весьма условная типографическая подготовка ограничивают наших ребят в развитии, и следовательно, в изменении среды. Рекламная индустрия — машина, которая также существенно влияет на спрос. Дизайнер сегодня востребован, потому что он научился продавать, но это далеко не основная функция профессии.
Где бы вы посоветовали получать шрифтовое образование?
Получать образование нужно там, где есть Мастера. Профессия передаётся от мастера к ученику, и никакая обучающая программа не способна дать большего. Однако и от учебного плана многое зависит. В большинстве отечественных учебных заведений, к сожалению, программа сильно отстаёт и от тенденций, и от рынка. В результате студент рискует остаться за бортом профессии, если сам не приложит необходимого количества усилий и, опять же, не встретит своего Наставника. Большая часть учебных заведений сосредоточена в Москве. Очевидно, что этого недостаточно: Британка, ВАШГД, Полиграф, Строгановка, МАРХи. И программы многих из них безнадёжно устарели. Сильны, конечно, западные школы: Англия, Америка, Германия, Голландия, Италия, Чехия, Швейцария. Дизайн-образование в этих странах существенно впереди, что, в общем-то, заметно.
Всё российское шрифтовое образование, как я говорил, сосредоточено в Москве. Фактически, это три «школы»: курс «Шрифт и типографика», который курирует Илья Рудерман в Британской высшей школе дизайна; мастерская Тагира Сафаева в ВАШГД, курс Владимира Тарбеева в МГУП. Если смотреть на западное образование: курс Type and Media в Королевской академии искусств в Гааге; Master of Typography в университете Рединга (Великобритания), программы в TypeCooper в Нью-Йорке; Master of Type design and Typography в Университете искусств в Цюрихе. Это, пожалуй, основные.
Рассматриваете ли возможность самообучения?
Это непрерывный процесс для дизайнера, неважно вначале он пути или уже располагает внушительным опытом. Это, пожалуй, очевидно. Я убедился в том, что каждый проект может быть существенным вкладом в саморазвитие, всё зависит от задач, которые ты сам перед собой поставил. Я стараюсь в каждом проекте найти персональный челендж, полученный благодаря этому опыт ценнее любого гонорара. Фактически, это самые доступные инвестиции, которые дизайнер может сделать в свой рост.
Как создать хороший логотип?
Видеть чёрное и белое, чувствовать ритм, понимать логику пишущих инструментов, любить буквы.
Ваш любимый шрифт?
Меня привлекают проекты, в которых есть оригинальная идея, убедительная функциональность и блестящее исполнение. Пара примеров. Шрифт Alda Бертона Хасебе (Berton Hasebe), выпускника курса Type and Media Голландской королевской академии искусств (KABK). Суть проекта в переносе физических свойств разных материалов (резина, проволока и сталь) на разные начертания, чтобы добиться индивидуальных пластических эмоций. Или проект Marian Пола Барнса (Paul Barnes) из Commercialtype. Пол выбрал девять классических шрифтов (Garamond, Granjon, VandenKeere, Kiš, Fleischmann, Fournier, Baskerville, Bodoni, Austin) и объединил их в одну семью, интерпретировав каждый исторический аналог в одном ультратонком начертании. Ещё можно вспомнить уже ставший прецедентным проект Auto голландской студии Underware, в котором созданы к прямому начертанию три различных по конструкции и «скорости» курсивных начертания, что даёт дизайнеру огромную вариативность в работе с текстом и макетом в рамках одной гарнитуры. Титанический объём работы и блестящее качество. Список можно продолжать, конечно.
Бывают ли отличные бесплатные шрифты? Какие?
Не бывает. Точка.
Есть ли определённый уровень цены на хороший шрифт?
Здесь стоит сразу разделять, о чём идёт речь: публичной лицензии или эксклюзивной разработке. Вилка на публичные лицензии, как правило — $25—150 за начертание (из расчёта лицензии для одного-трёх компьютеров). Но с легальным использованием шрифтов в России большие проблемы, поскольку политика лицензирования не выдерживается и, порой, издания с внушительными тиражами считают допустимым купить лицензию на три компьютера (а порой и не покупать вовсе). Цифры же на эксклюзивные разработки сильно рознятся, это зависит от задачи и востребованности дизайнера.
На что нужно обращать внимание, если дизайнер решил русифицировать существующий в латинице аналог?
Прежде всего на лицензию и автора шрифта. Просто брать и русифицировать без авторского на то разрешения и супервайзинга — это воровство и варварство. Кроме того, есть лицензии, которые не допускают вмешательства в авторский контур и нарушение этого условия, в общем-то, дело подсудное. Вдобавок, я бы крайне не рекомендовал заниматься локализацией без участия шрифтовых дизайнеров, вокруг нас очень много досадных ошибок, снижающих качество кириллических шрифтов в целом.
Какую букву сложнее всего создать. С какой из них вы постоянно испытываете сложности?
Я думаю, у каждого дизайнера есть особые отношения с разными знаками. Например, Эрик Шпикерман с большим энтузиазмом относится к цифрам, это практически единственное, что он не доверяет другим в своих проектах. Я больше усердий прикладываю к некоторым кириллическим буквам с обратной динамикой: «З» и «Э», так сложилась, что на их баланс уходит больше времени. Есть ещё буква-манифест кириллицы «б», конструкция и пламявидный элемент которой — один из ключевых показателей качества кириллицы. И, как правило, все знаки с диагоналями требуют большего внимания, поскольку нужно отработать все оптические компенсации.
10 практических советов для создания собственного шрифта
У меня только один совет: либо не беритесь за это вовсе (я говорю сейчас именно о проектировании шрифтов, не о леттеринге, которым должен владеть каждый графический дизайнер), либо готовьтесь посвятить этому годы учёбы и терпения.