5 советов от Марины Новиковой
Непревзойденный иллюстратор подробно расскажет, как создает свои работы и добивается эффекта гравировки.
9 February 2012 года
Марина Новикова — необычный иллюстратор: она великолепно владеет классической техникой рисунка и нашла свою нишу среди конкурентов. Марина поделилась с tutdesign, как создаёт свои работы и сколько времени это у нее занимает.
Где получала образование? Почему выбрала иллюстрацию как профильное занятие?
Я закончила ГПИ МЭИ (ТУ), специализация – художник-конструктор. После института пару лет поработала дизайнером, после чего окончательно переключилась на иллюстрации. Поскольку я рисовала с детства, много и постоянно – это естественным образом перешло в профессию. Мне повезло, за время работы в DDVB и студии ArtLebedev я познакомилась с многими интересными и талантливыми людьми, с которыми сотрудничаю и сейчас.
Как происходит рабочий процесс? Как добиваешься эффекта гравировки?
Сначала делаю подробный эскиз карандашом – больше для заказчика, чем для себя (я могу рисовать и без эскиза сразу «начисто», но обычно нужно предъявить рабочую версию, с близкой к итоговой детализацией). На этом этапе вносятся все глобальные правки. После того, как всё поправлено и утверждено – отрисовываю всё изображение линером (Faber Castell или Copic, толщины от 0.03 до 0.3). После этого все правки вносятся уже в Photoshop.
Если изображение должно быть предоставлено в векторном формате – отрисовываю сразу в AI по карандашному эскизу, если время позволяет, или трассирую отсканированный рисунок линером. Практически все иллюстрации рисуются в масштабе 1.5:1 - 2:1.
Эффект гравировки делается вручную: темные области – более толстым линером, а светлые – тонким, исправление помарок и контрштриховка освещенных частей – белой гелевой ручкой. Фильтрами и прочими программными средствами для штриховки я не пользуюсь (вручную удобнее), хотя могу применять некоторые из них для высветления/затемнения отдельных областей рисунка.
Сколько времени занимает одна иллюстрация в среднем?
Сроки зависят от размеров изображения, детализации, наличия фона, сложности сюжета, формата... В среднем, картинка А4 средней сложности занимает 3-4 дня вместе с карандашным эскизом.
Всегда ли привлекала гравюра, или ты увлеклась ей в виду становления своего стиля?
Нет, я никогда не собиралась заниматься именно имитацией гравюрных изображений, хотя мелкую ч/б графику любила всегда. Это вышло случайно – я отправила пару своих работ в студию ArtLebedev, где была открыта вакансия иллюстратора-«гравюрщика», прошла собеседование и начала работать. Сейчас большинство заказов – на этот стиль, хотя я нередко делаю технические иллюстрации, декоративно-орнаментальную графику, инфографику и много чего еще.
Где набираешься вдохновения? Может, ходишь библиотеку в поисках дореволюционных изданий?
Я часто покупаю разные книги – как старые, так и современные – про иллюстрации, орнаменты, шрифты, архитектуру, последнее время – про геральдику. Коллекционирую старинные спичечные этикетки с гравюрными изображениями.
На что ты больше всего обращаешь внимание в путешествиях? Делаешь ли зарисовки какого-нибудь декора, фотографируешь ли детали, или же стараешься просто удержать все в голове?
Из поездок везу разные красивые банкноты (как ходовые, так и вышедшие из обращения). Я не умею фотографировать, в путешествиях обычно эта обязанность возлагается на мужа – поэтому объясняю, что именно мне хочется запечатлеть (какой-нибудь кусок деревянной резьбы в десятикратном увеличении, необычно уложенную черепицу и тп) и получаю готовый кадр. Нередко потом всё это используется в работе – не только как источник вдохновения, но и как справочный материал.
Любимые художники? Шрифты?
Мой главный кумир – М.К.Эшер. В шрифтах нравится фрактура (и другие готические). Всегда восхищалась людьми, владеющими каллиграфией – особенно в этом направлении.
Нравится ли тебе графика Модерна, и ощущаешь ли ты её влияния в своих работах?
Люблю графику А.Мухи, И.Билибина – но не задумывалась о взаимосвязи со своими работами
5 напутствий от Марины Новиковой
1. Несмотря на то, что смена стилей рисования у одного автора не поощряется – чем больше навыков и умений есть в арсенале, тем лучше. Работа в других жанрах позволяет отвлечься от рутины основного стиля, расширяет круг потенциальных заказчиков и, в случае необходимости, позволяет изменить курс на более востребованный/интересный стиль.
2. Не нужно браться за всё, что предлагают. Лучше делать хорошую акварель, чем плохую векторную графику. Если нет уверенности, что сможешь сделать данную работу хорошо – лучше отказаться и сэкономить время и нервы.
3. Лучше задать сто вопросов по брифу, пока в голове не всплывет ясная картина – что же нужно заказчику, чем потом сто раз перерисовывать.
4. Качественный эскиз иллюстрации производит лучшее впечатление и меньшее желание что-то в нём поменять.
5. Набрать сто заказов проще, чем спланировать время работы над ними. После некоторого времени работы в режиме 20 ч./сутки неизбежно начинаются «косяки». Надо реально оценивать свои силы и не брать работы больше, чем сможете унести.