Норма
4 примера, как советский промышленный нормкор нашел продолжение в современном мире.
Арт, Брендинг, Мода, Пром. дизайн, Упаковка
14 August 2014 года
На повестке дня такие новости: во-первых, в моду без истерик, но уверенно входит нормкор — нарочито простые вещи без претензии на оригинальность, сложный крой и интеллектуальную подоплеку. Модники как будто говорят нам, надевая сероватые треники и удобный свитшот без надписей и принтов: «Баста, мы наелись ваших косых швов, у нас — фешн-диета».
Ну а вторую новость и так все знают: на прилавках российских магазинов некоторое время побудет продовольствие преимущественно отечественных производителей. Тут невольно вспомнишь времена, когда советского еще человека окружало отечественное все: мода, упаковка, пром дизайн. Время спустя, когда в стране стали появляется иностранные товары (каких-то новых, удивительно насыщенных цветов), советский дизайн стал выглядеть особенно уныло, просто и не конкурентно способно, как заметил бы каждый второй маркетолог.
Сейчас, сопоставив две эти новости, становится ясно — советский дизайн и был самым что ни на есть взаправдашним нормкором. Ниже его четыре наиболее типичных представителя.
-1-
Крупа и сахар в переработанной упаковке
Тогда. Такие упаковки красовались на всех прилавках страны. Поверх крафт бумаги ставили штамп с названием продукта, номером ГОСТа, ценой, которая редко менялась и загадочным «масса нетто». В ту же крафт бумагу часто упаковывали вес колбасы или сыра, перетягивая сверток шпагатом.
Сейчас. Завернутые в невзрачную переработанную бумагу продукты ассоциируются с органикой, экологией, ограниченным тиражом и ручной работой, словом всем, что так дорого сердцу нынешнего поколения повзрослевших. Такую упаковку заново придумывают дизайнеры и ей вдохновляются современные художники.
Даже на нынешней бианнале «Манифеста 10» была выставлена работа Йозефа Бойса «Экономические ценности», которая представляет собой полки с товарами, купленными художником в странах Восточной Европы — это те самые серо-бурые упаковки. Работа хоть и создана в 1980 году, но именно сейчас она выбрана для выставки куратором Каспером Кенигом.
Йозеф Бойс, «Экономические ценности»
-2-
Плита ограды ПО-2, она же самый растиражированный в России бетонный забор.
Тогда. Этот знакомый всем с детства элемент городского пейзажа создал в семидесятых архитектор Борис Лохман, о чем он подробно рассказал журналу Esquire. Плита это выглядит настолько мрачно, что хочется добавить к ней «надгробная», тем более что геометрические фигуры ее барельефа многим напоминаю крышку гроба. Между тем заборы эти придавали единых архитектурный стиль миллионам стройкам и промзонам огромнейшей страны.
Сейчас. Выпуклые ромбы пресловутого забора послужили основой фирменного стиля, созданного студией Артемия Лебедева для строительной компании. Рисунок узнаваем, потому что стойко ассоциируется у нашего человека со стройкой.
UPD: Вниманием известную фактуру не обошел и современный ювелир Павел Худой, преобразовав грубые стены в изысканные ювелирные украшения.
-3-
Граненый стакан
Тогда. Есть, конечно, в этом некая символика: два самых растиражированных в России промышленных изобретения — это стакан и забор.
Граненый мухинский и вовсе для российского человека вещь сакральная. Конечно, граненый стакан — самый нормкоровый из придуманной в истории человечества посуды — существовал и раньше, но именно созданный Мухиной в 1943 году, с ободком наверху вошел в массовое производство. Разработан был такой дизайн не красоты ради: он был прочнее прочих, подходила для типовых посудомоечных машин, а позже под его форму были выпущены подстаканники для поездов и автоматы с газировкой.
Сейчас. Посудина эта и так часто бывала моделью в натюрмортах русских художников. А в прошлом году стакан стал частью проекта «Положение вещей» художника Алексея Трегубова, где тот нарочно брал привычные для глаза вещи, изменяя их форму. Ну и стакан оказался тут как тут.
-4-
Ватник
Тогда. На самом деле эту серую утепленную куртку наши подсмотрели у китайцев во время русско-японской войны, а чуть позже, в 1932 году утвердили свой, советский стандарт ватника или телогрейки, которая затем стремительно стала расходиться по стройкам, армиям и лагерям. Описание этой куртки из ГОСТа тогдашней легкой промышленности вполне сгодилось бы для какой-нибудь современной нормкоровской коллекции: «куртка ватная однобортная, прямого покроя. Полы прямые без вытачек, с боковыми накладными карманами, простеганные сквозь верх, вату и подкладку параллельными долевыми машинными строчками...».
Кадр из фильма «Русский сувенир»
Сейчас. В той или иной интерпретации ватник за последние несколько лет встречается во многих модных коллекциях одежды. Например у NinaDonis, Zero+Maria Cornejo, Marni.
Открытие Олимпийских игр в Сочи