• разделы
    • Recycle
    • Tutorial
    • Web-проекты
    • Welcome to Budapest
    • Арт
    • Архитектура
    • Брендинг
    • Видео
    • Графический дизайн
    • Иллюстрация
    • Интервью
    • Книги
    • Мода
    • Подборка
    • Пром. дизайн
    • Реклама
    • Сред. дизайн
    • Ссылка в Сибирь
    • Стрит-арт
    • Типографика
    • Упаковка
    • Фотография
  • реклама
  • контакты
  • о проекте
  • следи за нами на facebook
  • следи за нами в vkontakte
  • читай twitter
  • смотри pinterest
радио

Наш человек в Наппе

Дневники младшего куратора Венецианской биеннале 

Арт

автор: Ярослав Мисонжников

17 June 2011 года

SHARE
TWITT
SHARE
PIN
Наш человек в Наппе

В начале июня открылась 54-я Венецианская Биеннале современного искусства. Много одобрительной критики прозвучало в адрес русского проекта – экспозиции в павильоне Nappa 89 в Arsenale Novissimo. «Один из тысячи способов победить энтропию» (международное название — One of a thousand ways to defeat entropy) состоялся под кураторством московского художника Александра Пономарева и лондонского галериста Надима Саммана (Nadim Samman). Огромное пространство павильона включает в себя четыре инсталляции: бельгийца Ханса Оп де Беека (Hans Op de Beeck), румына Адриана Гени (Adrian Ghenie), японца Риочи Курокавы (Ryoichi Kurokawa) и русского Пономарева.  О последней инсталляции Надим высказал закрепившееся мнение: «Sasha realized a really great erection here at Nappa». 
В руки Tutdesign были переданы своего рода дневники — строки из молескина,  соседствующие на миниатюрных страницах блокнота с телефонами такси, данных о печати баннера, ценами на лебедки, планом дорожной развязки индустриальной зоны Венеции, мини итало-русского словаря технических терминов и напоминании о том, что надо успеть погладить вечернее платье. Автор внезапно получившая вакансию переводчика, а затем и одного из младших организаторов проекта, студент University of Architecture of Venice Веселина Кузнецова. 

Наш человек в Наппе
03.06.2011…18:00…открытие параллельной программы (programmi colleterali) в рамках биеналле в одном из павильонов Naapa, Arsenale Novissimo, “Тысяча способов победить энтропию” – проект под кураторством московского художника Александра Пономарева и субкураторством молодого лондонского почти доктора наук Надима. Предыстория моего сотрудничества с известным русским концептуалистом вытекает из моих же попыток укрепить корни дипломного проекта на уровне культурных организаций города, в котором так посчастливилось не только поступить в Университет Архитектуры (как громко-то), но и отучиться в магистратуре практически до самого конца, благополучно начав говорить по-человечески на легендарно-затребованном итальянском языке.

03.06.2011…18:00…открытие параллельной программы в рамках Биеналле в одном из павильонов Naapa, Arsenale Novissimo, «Тысяча способов победить энтропию» – проект под кураторством московского художника Александра Пономарева и лондонского Надима Саммана. Предыстория моего сотрудничества с известным русским концептуалистом вытекает из попыток укрепить корни дипломного проекта на уровне культурных организаций города, в котором так посчастливилось не только поступить в Университет Архитектуры (как громко-то), но и отучиться в магистратуре практически до самого конца, благополучно начав говорить по-человечески на легендарно-затребованном итальянском языке.

Наш человек в Наппе

21.05.2011…Итак, Вася, так кем же ты все-таки хочешь быть? На этот вопрос, который в силу некоторого перманентного цейтнота был перезадан около трех раз, так и не смогла, к моему несказанному удивлению, дать удостоенный понимания ответ. Нет, ну я сказала, что я хочу быть режиссером, но прозвучало это, видимо, недостаточно звонко. С Александром Пономаревым, который в этот безумный первый день нашего сотрудничества интересовался подобными пустяками я познакомилась аж в апреле, когда у меня еще гостил мой друг из Петербурга, и мы, тряхнув стариной и вспомнив лихие подвиги нашего творческого союза из двух человек, пошли на моё личное «собеседование»  вместе. 

За столом бара на площади Санта Маргарите восседала эдакая добродушная помесь крупного шкафчика и полярного мишки. Не то, чтобы боязно глядеть, но бывает, что ты оказываешься в компании человека, который, кратко выражаясь, «повидал». Вот именно такой дядечка, с невероятным прошлым, настоящим и, совершенно несомненно, будущим, оказался тогда напротив, потягивая классического рыжика из стеклянного венецианского стакана с пузырьком воздуха в толстом дне. Но о плексигласовых восьмиметровых колоннах я узнала не в тот день, а значительно позже, принимая непосредственное участие в их доставке по мосту Свободы, а потом вдоль самого протяженного изгиба Венеции на дебаркадере, аж до самого Арсенала Новиссимо.

Наш человек в Наппе
Наш человек в Наппе

03.06.2011…Все до сих пор думают, что это русский павильон. А вот и нет, это параллельная программа, и, судя по отзывам доверенных лиц, гораздо более состоявшаяся, чем то, что представлено в этом году в домике, построенном Алексеем Щусевым. Саше Пономареву не чужд дух Венеции, где, чтобы купить обычную лебедку для монтажных работ надо пересечь чуть ли не полрегиона Венето, ибо в 2009 году он уже монументальничал в лагунных водах с знаменитым проектом расписной субмарины и на своем опыте знаем италиан спецификейшн. Для этого и была нужна я. Так называемый язык, практически местный человек, русская, которой все же удается объясняться на красивейшем языке страны Алигьери.

Наш человек в Наппе

Наш человек в Наппе

04.06.2011…На следующий день после открытия экспозиции, когда работа инсталляций уже могла считаться практически налаженной, с утра меня попросили посидеть в павильоне. В это время в аудитории baratto Университета Сa\'Foscari проходила грандиознейшая презентация проекта, уже довольно подуставшего от своей невероятной масштабности, но как всегда держащегося на высоте, Пономарева. Мысли о биеналле в Антарктиде кажутся шуткой ровно до того момента, как не увидишь размашисто уверенную подпись ректора старейшей бизнес-школы Венеции под абстрактом и договором о запуске компании в стенах Сa\'Foscari. Хотя, к слову сказать, Пономарев как никто другой представляется мне воплотителем диких сказок и безумных мыслей широкого масштаба не просто на государственном, но даже на (в голове не укладывается) интернациональном уровне. Оружие московского волшебника просто, а подходы беспроигрышны – монументальная смелость и честность в тех вопросах, где некоторые люди его профессии уже забыли что это вообще за понятие и как им пользоваться.

Спустя уже не один десяток лет, посвященных больше искусству, чем морю (хотя...), расширяя свой «семейный круг» бесконечно благодарных ему людей большого и маленького калибра, Саша не только не выглядит усталым, но и охотно продолжает побеждать энтропию в Венеции для того, чтобы потом победить ее же в Антарктиде, обрядив произведения избранных им художников в безукоризненное пространство, где даже и в голову не придет произнести слово «музей», а за углом не окажется магазина с нужным кабелем hdmi high speed для подключения монитора к такой родной и повсеместной на более обитаемых материках розетке. 

Я тем временем морально готовилась к роли одного дня из жизни музейной бабушки, восседая в синем кресле несущегося прочь из Падовы суперрегионального поезда с остановкой только в Местре. Через полчаса я на своей шкуре познала почем доля сотрудника зверюги Биеналле в наполненной ее же гостями июньской Венеции. Мои далеко не ангельские нервы заимели возможность подвергнуться дьявольскому испытанию, скорость передвижения по городу варьировалась от одного до двух километров в час, когда впору уже было нестись набирая все 20 на личном спидометре. Когда я наконец ввалилась в Наппу, 89 и грохнулась за стоечку, набитую с изнанки вспомогательными материалами вроде каталогов, визиток и белых листков - кандидатов в пресс-релизы, так вот, когда я грохнулась на стул, принимая на себя полномочия временно ответственной за "Один из тысячи способов победить энтропию", в павильоне практически никого не было. Полуденное пекло входило в полную силу, но здесь, в огромном кирпичном экс-хранилище было блаженно прохладно, а создающий некоторую тягу, так, что мусор снаружи задувало-затягивало вовнутрь, сквозняк порой навивал мимолетные мысли о предстоящем полюсовом местонахождении планируемого Пономаревым Биеналле. 

Выдохнув и сориентировавшись на месте, я уже даже поприветствовала парочку посетителей, когда вдруг из-за восьмиметровой стены с живописью румына Гени вылезли мои любимые инженеры Юлий Иванович и Борис, которые остались в павильоне для финального контроля исправной работы Сашиной инсталляции и регистрации циклов повтора движения машин. Улыбчивые и всегда ласковые, они подняли мне, было захандрившей, настроение, а Юлий даже умудрился выудить из-за прикрытого черным холстом для эстетики подъемного агрегата недопитую на вчерашнем открытии бутылку доброго просекко. Зря он ее оставил рядом со мной и бокалом.... Пить хотелось ужасно, альтернатив было немного, да и слезать в такую жару со стула когда вот она, жидкость, под боком, не было совершенно никакого желания. А посетители приходили, вертели во все стороны головами рассматривая сотворенные четырьмя интернациональными художниками монументальности, и потом все же шли к моей стойке. Тут выяснилось, что я просто никакой музейно-выставочный работник: я совершенно невразумительно мычала на, вполне справедливые в данных обстоятельствах, вопросы про транспорт, дислокацию, пароли и явки. Единственный ряд вопросов - о художниках и их произведениях имел с моей стороны хоть какой-то более или менее адекватный фидбэк. Чем дело с игривым напитком и итальянским климатом закончилось догадаться не трудно... К приезду в павильон Саши с друзьями моя улыбка чеширского кота стала приобретать нездоровый оттенок, а Арсенал кажется, слегка качался в такт волнам венецианской лагуны.

Наш человек в Наппе
Наш человек в Наппе
05.05.11…В целом, проект, организованный Сашей и Надимом, призван послужить рамкой для  другого, не менее масштабного предприятия, в котором будет задействованы два миноносца русского флота, пара тонн скотча и гвоздей, пара сотен величайших мастеров инсталляции нашего времени, специальные люди для восславления всего наступающего, и деньги, огромная куча денег, пожалуй соразмерная разве что с тихоокеанским китом, в масштабах которого привык работать великолепный Саша. 
Наш человек в Наппе
Наш человек в Наппе
Художник Александр Пономарев
SHARE
TWITT
SHARE
PIN
SHARE
TWITT
SHARE
PIN

Будь также в теме:

Вам слово:

Ctrl+enter — отправка комментария Войти и прокомментировать