3 известных последователя Дитера Рамса
Функциональный промдизайн в лицах.
28 May 2014 года
Дитер Рамс (Dieter Rams) — немецкий промышленный дизайнер, один из самых значительных выпускников художественной школы в Висбадене; представитель школы функционализма в промышленном дизайне и ведущий дизайнер фирмы Braun с 1962 по 1995. Рамс, которому сейчас 79 лет, — живой классик, чьи разработки разошлись миллионными тиражами и стали культовыми символами сразу нескольких эпох. Дизайнерские продукты Дитера Рамса представлены в музее прикладного искусства во Франкфурте и в музее современного искусства на Манхеттене. На международной выставке «Less and Мore» ежегодно экспонируются десятки его работ. За годы своей работы Дитер Рамс сформулировал десять принципов качественного дизайна, на которых выросло уже не одно поколение дизайнеров, продолжающих воплощать не только принципы Рамса, но и его идеи.
-1-
Джонатан Айв
Джонатан Айв (Jonathan Paul «Jony» Ive) — англо-американский дизайнер, старший вице-президентом отдела промышленного дизайна компании Apple. Известен как дизайнер iMac, алюминиевых и титановых PowerBook G4, MacBook, MacBook Pro, iPod, iPhone, iPad.
Имя Айва редко употребляется без упоминания имени Дитера Рамса, вплоть до того, что именно Рамс — человек, придумавший внешний вид Apple, когда Айва еще «не было в проекте», и до того, что Айв должен Рамсу денег за нарушение авторских прав. Такова цена, которую платит Айв за использование и развитие идей Рамса, выходящее далеко за пределы «цитирования».
Хоть Рамс не против и считает подражание лучшей формой лести, это — правда: именно Рамс придумал этот простой, ориентированный на интуитивное понимание визуальный язык потребительской электроники, который сейчас так успешно эксплуатирует Apple. 10 принципов крутого дизайна Рамса действительно работают — они и Джонатана Айва сделали культовым при жизни.
-2-
Джаспер Моррисон
Джаспер Моррисон (Jasper Morrison) — британский промышленный дизайнер, развивший идею функционального дизайна до концепции «супернормальных» вещей, суть которой вкратце звучит так: «Не нужно изощряться. Нужно делать простые, удобные, практичные, то есть нормальные вещи».
Кроме следования 10 заповедям Рамса, Моррисон, с самого начала своей учебы и работы ориентированный на вещи массового производства, старается избежать дизайна, доступного только небольшому привилегированному кругу «посвященных». Другими словами Моррисон создает свою «новую простоту» и красоту для всех и каждого, и мир отвечает ему взаимностью, отдавая предпочтение его продуктам.
Клиентами Моррисона на протяжении его карьеры являлись Cappellini, Alessi, Magis, Rowenta, Flos, Canon, Sony, Vitra и многие другие. Моррисон — универсал; он занимается проектированием как небольших аксессуаров, так и мебели, светильников, транспортных средств.
-3-
Константин Грчич
Константин Грчич (Konstantin Grcic) — немецкий промышленный дизайнер, бывший краснодеревщик, выпускник Королевского Колледжа Искусств в Лондоне. С 1990 года работал в студии Джаспера Моррисона, позже открыл собственную студию Konstantin Gricic Industrial design (KGID) в Мюнхене. Грчич последовательно воплощает идеи модернизма, разработанные в Баухаусе и Вхутемасе, и позже развитые Дитером Рамсом: предмет должен быть полезен, прост, массово воспроизводим, форма и материал должны соответствовать функции. Среди клиентов дизайнера — MUJI, Whirlpool, Flos, Cappellini, Krups, Plank, Moormann, Classicon, Driade и многими другими.