3 живописца, которые повлияли на Bauhaus
Кто вдохновил ведущую школу дизайна на отказ от декоративности, новые формы и линии.
14 May 2014 года
Баухауз — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, давшее имя художественному объединению и направлению в архитектуре. Баухауз изменил принципы архитектуры, существовавшихес XV по XIX век — переход от избыточной декоративности к компактности, ясности и функциональности. Самое короткое изложение философии Баухауза можно свести к формуле «что утилитарно и удобно, то и красиво», хотя это очень упрощенно — лучшие творения функционализма красивы потому, что созданы талантливыми дизайнерами со вкусом и чутьем.
Вальтер Гропиус, руководитель школы Баухаз, внес неоценимый вклад в развитие и самой школы, и мирового дизайна, пригласив преподавать в ней целое созвездие талантливых художников того времени. Харизма и талант некоторых из них оказали колоссальное влияние — как, например, Пауля Клее, преподававшего искусство витража; Василия Кандинского с его курсом «настенная живопись»; и Мондриана, издавший в рамках Баухауза свой программный труд «Новые формы».
-1-
Василий Кандинский
Василий Кандинский — основоположник абстракционизма, один из основателей группы «Синий всадник». Обладая художественным чувством цвета и формы, был увлечен созданием цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на «Учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, Кандинский разрабатывал собственную теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи.
-2-
Пауль Клее
Пауль Клее — одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Член объединения «Синий всадник», созданного его другом Василием Кандинским. Тяготел к абстрактному искусству, нередко использовал сюрреалистические формы и образы. Будучи почти профессиональным музыкантом, а также под влиянием теорий Кандинского, Клее искал в своих абстракциях зрительные эквиваленты тональных и ритмических отношений в музыке; и мастерски соединял в композициях живописные и графические элементы, связанные общими колористическими созвучиями.
С 1921 по 1931 преподавал в Баухаузе, где вел занятия книжного переплета, витража, текстиля, и в качестве мастера формы читал курс композиции. В эти годы определяется его индивидуальный метод, период работы в Баухаузе стал периодом наивысших творческих достижений Клее.
-3-
Пит Мондриан
Пит Мондриан — нидерландский художник, сооснователь движения «Стиль», один из крупных художников авангарда, чье влияние выходит далеко за пределы Нидерландов и его эпохи. Как и Кандинский, увлекался теософией и учением Блаватской. Уже став известным пейзажистом, почувствовал, что живопись не интересует его сама по себе, а лишь как средство само- и богопознания. Живопись, по Мондриану, фиксирует не видимое глазу свечение вокруг материальных объектов — отражение божественного света. Именно Мондриан ввел в искусствоведческий лексикон понятие «космического сознания», обусловливающего развитие искусства.