Изба в Милане
Проект российских дизайнеров IZBA переосмысляет русские традиции на выставке Salone del Mobile в Милане.
29 April 2014 года
К русской теме обратились не только потому, что проект изначально представляли на международной сцене; авторы проекта расширили знания, откуда мы, и нашли новые символы. Изучение коллекции Российского Этнографического музея открыло простые и гениальные идеи, которые заставили забыть о матрешках и хохломе.
Для проекта создали предметы, архетипами которых стали объекты из избы — традиционного русского жилого пространства. Главной идеей стенда было единение и гостеприимство: большой стол, который, к слову, сколотили прямо на месте, собрал вместе дизайнерские предметы, а на лавке можно было отдохнуть после километров, пройденных по выставочным площадкам. И стол, и лавку покрасили в черный цвет — вдохновила на это курная изба, в которой дым от топки оставлял слой копоти на стенах, по той же причине фотосессию сделали на черном фоне.
♦
Алексей Галкин
«Шкатулка весит около 10 кг и я вёз её в рюкзаке в ручной клади. Секретный способ открывания шкатулки вызывал большой интерес у работников аэропорта. Подозревали меня в неладном»
Шкатулка с секретом Алексея Галкина, выполненная из дерева в сочетании с мрамором, была выбрана Wallpaper* для специальной фотосессии журнала.
♦
Александр Каныгин
«В итоге стало очевидно, что борода идет не только мужчинам и женщинам, но и даже детям»
Горячим хитом выставки стал объект-аксессуар Александра Каныгина «Борода». Организаторы Ventura Lambrate, Ventura Projects, все как один надели бороды для традиционной групповой фотографии. Каныгин также представил новую версию легендарной головы медведя и детский конструктор «Горыныч».
♦
Катерина Копытина
«Как-то раз пришел итальянский дедушка и начал петь «Подмосковные вечера». Если честно, было немного не по себе»
Катерина Копытина сделала современную версию светца — подставки для горящей лучины, освещавшей избы вплоть до начала 20 века. Современный «Светец» превращает любой подвесной светильник в торшер.
♦
Максим Максимов
«В спешке я забыл отзеркалить штампы для визиток, поэтому для всех я был vomixaM mixaM. Многие находили, что это в духе Леонардо да Винчи! И находчивость спасала»
Как и положено в избе, главное место занял красный угол. В интерпретации Максима Максимова «Красный угол» стал полкой для самого важного. Дизайнер также представил настольный светильник «Лучина», архетипом которого является светец и лучина, чем на Руси освещали избу.
♦
Ярослав Мисонжников
«Все объекты были сделаны с душой и русским матом!»
Ярослав Мисонжников показал детскую качалку новой конструкции — не на полозьях, как обычно; архетипом формы стал народный музыкальный инструмент трещотка. «Трещотка» унаследовала не только форму, при использовании она издает ритмичные звуки.
Мисонжников также разработал подсвечник «Односвечник» после изучения традиционного подсвечника в якутском жилище, образец которого был найден в залах Этнографического музея в Петербурге. «Односвечник» сделан из мрамора, а деревянная основа внутри позволяет поднимать свечку на разные уровни. Благодаря этому пламя от свечи может находиться на одной высоте долгое время.
♦
Максим Щербаков
«Никогда не сдавайте свое приданое в багаж. На обратной дороге от него осталось лишь несколько стенок»
Максим Щербаков представил модульную систему для хранения «Приданое» — она развивает идею сундуков, в которых в традиционном доме хранились вещи до появления шкафов и комодов.
♦
Fёdor Toy
«Одна итальянка, которая неплохо говорила по-русски, никак не могла понять, как в России Fёdor и Александр могут быть мужем и женой»
Аня Дружинина, выступающая под псевдонимом Fёdor Toy, показала современные интерпретации кокошника, который стал надувной шапочкой от дождя.
Дизайнер также представила декоративную пирамиду подушек «Горка», превратившейся в функциональный пуфик благодаря единой наволочке. Многие помнят из детства пирамиду подушек, украшавшую кровать в бабушкином доме.
♦
Света Герасимова
«Одна посетительница выставки очень восхищалась моими «обоями». Я пыталась объяснить, что это текстиль! А потом подумала: хм, а почему бы не сделать еще и обои?»
Света Герасимова внесла романтики в общую функциональность и рассказала трогательную историю о русалках из славянского фольклора в текстильных полотнах с принтом.
♦
Анна Кулачёк
«Горизонтальные полоски в логотипе и в графическом решении стенда имитируют бревенчатую структуру избы»
Графический дизайнер Анна Кулачёк из Москвы, выпускница легендарной итальянской Fabrica и победитель конкурса на разработку фирменного стиля для Политехнического музея Москвы, изучила бревенчатую структуру избы и разработала логотип и фирменный стиль для проекта.
♦
Митя Ганопольский
«Самым трудоемким во время съемки был «оскаровский» селфи»
Фотосессию проекта сделал известный петербургский фотограф Митя Ганопольский, снимающий для таких изданий как Snob, Harper’s Bazaar Russia, Interview Russia, Афиша. А во время съемок для проекта IZBA ему помогал фотограф Евгений Петрушанский.
♦
Татьяна Кудрявцева
«Ну, а если серьезно, мне несколько раз пожали руку за «первую внятную презентацию российского дизайна за рубежом»»
Проект IZBA был инициирован Татьяной Кудрявцевой — куратором, более 8 лет работающим с представителями мирового дизайна и организующим выставки в Санкт-Петербурге в Галерее дизайна/bulthaup.
Для выставки одежда участников была подобрана петербургским брендом Oh, my. Все объекты были произведены в России: предметы из мрамора — в мастерской Александра Бахарева, а из дерева — на производстве Станислава Зверева. За 6 дней выставки стенд проекта IZBA посетило несколько тысяч человек.
С 29 мая 2014 проект IZBA представлен в Петербурге в Галерее дизайна/bulthaup. Куратор: Татьяна Кудрявцева, дизайнеры: Алексей Галкин, Катерина Копытина, Александр Каныгин, Максим Максимов, Максим Щербаков, Ярослав Мисонжников, Аня Дружинина (Fёdor Toy), Света Герасимова, Анна Кулачёк, фотограф Митя Ганапольский, текст: Татьяна Кудрявцева