• разделы
    • Recycle
    • Tutorial
    • Web-проекты
    • Welcome to Budapest
    • Арт
    • Архитектура
    • Брендинг
    • Видео
    • Графический дизайн
    • Иллюстрация
    • Интервью
    • Книги
    • Мода
    • Подборка
    • Пром. дизайн
    • Реклама
    • Сред. дизайн
    • Ссылка в Сибирь
    • Стрит-арт
    • Типографика
    • Упаковка
    • Фотография
  • реклама
  • контакты
  • о проекте
  • следи за нами на facebook
  • следи за нами в vkontakte
  • читай twitter
  • смотри pinterest
радио

5 практических советов от Жени Юкечева

Известный отечественный шрифтовик раздает полезные советы, рекомендует учиться у Мастеров и убежден, что бесплатные шрифты хорошими не бывают.

Интервью

автор: Оксана Девочкина

7 August 2012 года

SHARE
TWITT
SHARE
PIN
Евгений Юкечев Женя Юкечев — известный дизайнер шрифта. Большую часть времени он рисует буквы, читает лекции по типографике, живет в Берлине и работает над изданием дневников Кафки. Он поделился с нами, как создать хороший логотип и сколько должна стоить достойная гарнитура.

Существует ли прямая зависимость визуального шума в России от менталитета и образа жизни?


Несомненно. Это достаточно парадоксальная ситуация: одно порождает другое. То, что мы видим вокруг себя во многом формирует наше отношение к миру. В то же время, согласно нашим внутренним представлениям, формируется окружающая среда. Это существенная проблема для городов России, поскольку отсутствуют стандарты и не определяется ответственность влияния каждого на общее пространство: владелец лавки может завесить вход своего магазина на свой вкус. Как правило, это аршинные «привлекающее внимание» буквы и прочие продукты творчества, которые пытаются выкрикнуть громче всех о магазине или услуге своего владельца. Но это половина беды.
Обратите внимание на дороги, общественный транспорт в целом и метро в частности. Я не понимаю, какое право имеет метрополитен превращать пространство каждого гражданина, оплачивающего проезд, в инфернальную доску объявлений. По каким принципам определяется «достаточность» концентрации наружной рекламы вдоль дорог, сколько биллбордов можно воткнуть рядом с выходом метро? Формально у нас есть комитеты и «рекомендованные нормы», но фактически продаётся всё, у нас мафиозное государство. Мы недооцениваем влияние этих бездумных действий на психо-эмоциональное состояние людей. Это должно жёстко регулироваться и приоритет необходимо ставить на экологию пространства человека. В противном случае, через несколько десятков лет мы поймём, что бесповоротно деформировали общество.

5 практических советов от Жени Юкечева



Почему в стране с мировыми именами в балете, классической музыке, опере, литературе и живописи нет личностей с мировыми именами в дизайне?


Не будем забывать, что как таковой дизайн в России появился сравнительно недавно. О каком дизайне могла идти речь, если даже архитектура была лишена экспериментов: образование было, а практики — нет. «Слово «дизайн» ещё в 50-х было ругательством, а само занятие считалось обманом», — как говорит Михаил Аникст.
В то же время, я бы не сказал, что мы не имеем светлых имён и прекрасных мастеров, которые известны на Западе. Фаворский, Аникст, Трофимов, Троянкер, Жуков, Барбанель, Гурович, Жицкий, Чайка, Протей знакомы нашим западным коллегам, но дизайн Россия экспортировать будет не скоро: в нашей стране, к сожалению, только реклама развивается бурными темпами.

5 практических советов от Жени Юкечева



Посоветовали бы вы сейчас студенту изучать дизайн и становиться графиком. Почему?


Ключевое слово «изучать». У нас часто понимание дизайна заканчивается на умении рисовать, чувстве прекрасного, оригинальности и способности визуально отреагировать на поставленную заказчиком задачу (что, в общем-то, уже неплохо). Однако я убеждён, что слабость теоретической базы, исторической эрудиции, психологии восприятия и весьма условная типографическая подготовка ограничивают наших ребят в развитии, и следовательно, в изменении среды. Рекламная индустрия — машина, которая также существенно влияет на спрос. Дизайнер сегодня востребован, потому что он научился продавать, но это далеко не основная функция профессии.

5 практических советов от Жени Юкечева

 



Где бы вы посоветовали получать шрифтовое образование?


Получать образование нужно там, где есть Мастера. Профессия передаётся от мастера к ученику, и никакая обучающая программа не способна дать большего. Однако и от учебного плана многое зависит. В большинстве отечественных учебных заведений, к сожалению, программа сильно отстаёт и от тенденций, и от рынка. В результате студент рискует остаться за бортом профессии, если сам не приложит необходимого количества усилий и, опять же, не встретит своего Наставника. Большая часть учебных заведений сосредоточена в Москве. Очевидно, что этого недостаточно: Британка, ВАШГД, Полиграф, Строгановка, МАРХи. И программы многих из них безнадёжно устарели. Сильны, конечно, западные школы: Англия, Америка, Германия, Голландия, Италия, Чехия, Швейцария. Дизайн-образование в этих странах существенно впереди, что, в общем-то, заметно.
Всё российское шрифтовое образование, как я говорил, сосредоточено в Москве. Фактически, это три «школы»: курс «Шрифт и типографика», который курирует Илья Рудерман в Британской высшей школе дизайна; мастерская Тагира Сафаева в ВАШГД, курс Владимира Тарбеева в МГУП. Если смотреть на западное образование: курс Type and Media в Королевской академии искусств в Гааге; Master of Typography в университете Рединга (Великобритания), программы в TypeCooper в Нью-Йорке; Master of Type design and Typography в Университете искусств в Цюрихе. Это, пожалуй, основные.

Рассматриваете ли возможность самообучения?


Это непрерывный процесс для дизайнера, неважно вначале он пути или уже располагает внушительным опытом. Это, пожалуй, очевидно. Я убедился в том, что каждый проект может быть существенным вкладом в саморазвитие, всё зависит от задач, которые ты сам перед собой поставил. Я стараюсь в каждом проекте найти персональный челендж, полученный благодаря этому опыт ценнее любого гонорара. Фактически, это самые доступные инвестиции, которые дизайнер может сделать в свой рост.

Как создать хороший логотип?


Видеть чёрное и белое, чувствовать ритм, понимать логику пишущих инструментов, любить буквы.

5 практических советов от Жени Юкечева
5 практических советов от Жени Юкечева
5 практических советов от Жени Юкечева
5 практических советов от Жени Юкечева
5 практических советов от Жени Юкечева
5 практических советов от Жени Юкечева
5 практических советов от Жени Юкечева



Ваш любимый шрифт?


Меня привлекают проекты, в которых есть оригинальная идея, убедительная функциональность и блестящее исполнение. Пара примеров. Шрифт Alda Бертона Хасебе (Berton Hasebe), выпускника курса Type and Media Голландской королевской академии искусств (KABK). Суть проекта в переносе физических свойств разных материалов (резина, проволока и сталь) на разные начертания, чтобы добиться индивидуальных пластических эмоций. Или проект Marian Пола Барнса (Paul Barnes) из Commercialtype. Пол выбрал девять классических шрифтов (Garamond, Granjon, VandenKeere, Kiš, Fleischmann, Fournier, Baskerville, Bodoni, Austin) и объединил их в одну семью, интерпретировав каждый исторический аналог в одном ультратонком начертании. Ещё можно вспомнить уже ставший прецедентным проект Auto голландской студии Underware, в котором созданы к прямому начертанию три различных по конструкции и «скорости» курсивных начертания, что даёт дизайнеру огромную вариативность в работе с текстом и макетом в рамках одной гарнитуры. Титанический объём работы и блестящее качество. Список можно продолжать, конечно.

Бывают ли отличные бесплатные шрифты? Какие?


Не бывает. Точка.

Есть ли определённый уровень цены на хороший шрифт?


Здесь стоит сразу разделять, о чём идёт речь: публичной лицензии или эксклюзивной разработке. Вилка на публичные лицензии, как правило — $25—150 за начертание (из расчёта лицензии для одного-трёх компьютеров). Но с легальным использованием шрифтов в России большие проблемы, поскольку политика лицензирования не выдерживается и, порой, издания с внушительными тиражами считают допустимым купить лицензию на три компьютера (а порой и не покупать вовсе). Цифры же на эксклюзивные разработки сильно рознятся, это зависит от задачи и востребованности дизайнера.

На что нужно обращать внимание, если дизайнер решил русифицировать существующий в латинице аналог?


Прежде всего на лицензию и автора шрифта. Просто брать и русифицировать без авторского на то разрешения и супервайзинга — это воровство и варварство. Кроме того, есть лицензии, которые не допускают вмешательства в авторский контур и нарушение этого условия, в общем-то, дело подсудное. Вдобавок, я бы крайне не рекомендовал заниматься локализацией без участия шрифтовых дизайнеров, вокруг нас очень много досадных ошибок, снижающих качество кириллических шрифтов в целом.

Какую букву сложнее всего создать. С какой из них вы постоянно испытываете сложности?


Я думаю, у каждого дизайнера есть особые отношения с разными знаками. Например, Эрик Шпикерман с большим энтузиазмом относится к цифрам, это практически единственное, что он не доверяет другим в своих проектах. Я больше усердий прикладываю к некоторым кириллическим буквам с обратной динамикой: «З» и «Э», так сложилась, что на их баланс уходит больше времени. Есть ещё буква-манифест кириллицы «б», конструкция и пламявидный элемент которой — один из ключевых показателей качества кириллицы. И, как правило, все знаки с диагоналями требуют большего внимания, поскольку нужно отработать все оптические компенсации.

10 практических советов для создания собственного шрифта


У меня только один совет: либо не беритесь за это вовсе (я говорю сейчас именно о проектировании шрифтов, не о леттеринге, которым должен владеть каждый графический дизайнер), либо готовьтесь посвятить этому годы учёбы и терпения.
SHARE
TWITT
SHARE
PIN
SHARE
TWITT
SHARE
PIN

Будь также в теме:

Вам слово:

Ctrl+enter — отправка комментария Войти и прокомментировать