Sónar носа не подточит
Зачем стоит ехать в Барселону и почему крупнейший музыкальный фестиваль электронной музыки собирает более сотни тысяч посетителей.
24 June 2013 года
В Барселоне завершился один из, пожалуй, крупнейших европейских музыкальных фестивалей Sónar 2013, который набрал в этом году более 121 тысячи людей. Это как все население Рейкьявика на государственной вечеринке, но жарким летом и с выключенным ночью солнцем. Другими словами, представить себе такое сложно.
Зрителей в этом году действительно собралось куда больше, чем раньше. И, если 3 года назад идея фестиваля была оправдана, то теперь Sónar уже не тот: толпы меломанов достигли такого размера, что оперативно сменить танцпол не представляется порой возможным.
Причины такого колоссального количества людей обусловлены очевидными факторами: терпимое отношение к легким наркотикам, дешевое вино, жаркое лето, разгоряченная молодежь и море — все это дает фору любой скандинавской или североевропейской столице. К тому же за 20 лет фестиваля организаторы научились завлекать посетителей самым конкурентоспособным лайнапом, самым горьким пивом и самым современным искусством.
Правда теперь любителям арта пришлось довольствоваться медийными инсталляциями не в беленых пространствах MACBA, как это было десятилетиями, а среди коробочных стен во Дворце конгрессов. Потеряв свой сакральный смысл вне стен музея, медийное искусство превратилось в выставку музыкально-световых технологий с бинарными принтами, музыкальными роботами, мониторами, проводами и пультами. Можно было играть рисуя, можно было рисовать, играя, музыка получалась сомнительная, но непредсказуемая, что для многих сумело заменить актуальное искусство.
Из достижений визуального искусства однако стоит признать 3d шоу Kraftwerk. Пунктуальные роботы создали колоссальное зрелище, собрав десятитысячную толпу зрителей и шокировав высокотехнологичными эффектами. Публика, как зачарованная, пыталась то поймать части шаттла, то понять кириллические «Я твой слуга, я твой работник».
Забавный Себастьян Теллье, напротив, решил, что справится без световых эффектов, ви-джеев, шоу и танцев, потому что он божественен, и ему достаточно раскрыть объятия, чтобы все забились в музыкальном и сексуальном экстазе. Нашумевший в прошлом году Джейми Лиддл понял, что ему не нужна команда скретчеров и диджеев, и выступил в экономичном формате соло. В целом, конечно, не прогадал, но звук уже был не тот.
Еще были скучные старики Pet Shop Boys, гипнотизирующий Николас Жаар, однохитные Two Door Cinema Club, монополисты танцпола от Ed Banger и Ричи Хоутин на утренний десерт для самых терпеливых. Среди северных скандинавов и исландцев как могли зажигали Lindstrøm & Todd Terje, Sísý Ey и леденящие Samaris с голосом Бьёрк, с холодным звучанием, пещерным эхом и «языческими» неповторимыми эффектами... в прямом смысле. И это, пожалуй, было самым достойным открытием этого сезона.
Те, кто не успел в каталонской столице вовремя вина напиться, не расстраивайтесь: большинство артистов продолжают колесить по европейским фестивалям, и многие из упомянутых звезд выступят неподалеку: на Flow в Хельсинки и Way Out West в Гётеборге. И, пусть терпимости к нелегальщине будет меньше, зато концертов успеете повидать без такой толпы куда больше: Kraftwerk, Bat for Lashes, Alungageorge снова выйдут на сцену, а вдогонку споют Grimes, The Knife, Cat Power и Nick Cave!